РУС БЕЛ ENG

Советы дефектолога

«Оказание коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи в 2022/2023 учебном году».

 

 

   В 2022/2023 учебном году продолжает работу пункт коррекционно-

педагогической помощи (далее ПКПП).

   Основной целью деятельности ПКПП является организация и оказание

коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями

психофизического развития (далее дети с ОПФР), которые испытывают

значительные стойкие или временные трудности в освоении учебной

образовательной программы дошкольного и общего среднего

образования.

   В состав ПКПП зачисляются дети с относительно более лёгкими

речевыми нарушениями, такими как:

- фонетические нарушения речи (дислалия, стертая дизартрии,

нарушение голоса, ринолалия);

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (дислалия, дизартрия,

ринолалия);

- нерезко выраженное общее недоразвитие речи: неосложнённый

вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант общего

недоразвития речи (при дизартрии и ринолалии);

- нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой

степени, брадилалия, тахилалия);

- нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия).

   Коррекционно-педагогическая помощь в ПКПП оказывается с учётом

возраста и структуры нарушения в развитии.

   Задачами ПКПП являются:

- изучение особенностей психического развития детей с целью

определения оптимальных путей оказания им коррекционно-

педагогической помощи;

- формирование общих способностей учебной деятельности с целью

создания основы для успешного обучения и воспитания;

- формирование позитивной мотивации к учебной деятельности,

развитие функций самоконтроля, внимания, памяти и регуляции

поведения.       

   Коррекционно-педагогическую помощь в ПКПП детям оказывает

 учитель-дефектолог.

   Ежедневное количество занятий, их продолжительность и

последовательность определяются расписанием занятий, которое

составляется с учетом требований санитарных норм, правил и

гигиенических нормативов и утверждается руководителем учреждения

образования.

   Зачисление в ПКПП осуществляется на основании:

- заключения центра коррекционно-развивающего обучения и

реабилитации;

- заявления законного представителя ребёнка.

 

 

свернуть

Дисграфия

Дисграфия это частичное на­рушение процесса письма, проявляющееся в стой­ких, повторяющихся ошибках.

Специфические (дисграфические) ошибки:

1. Фонетические ошибки:

  • замена и смешение букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляторно-акустическим признакам: звонкие и глухие, свистящие и шипящие, аффрикаты и йотированные звуки;
  • нарушение в обозначении мягкости согласных на письме (с помощью Ь и йотированных гласных);
  • нарушение анализа структуры слова: пропуски, недо- писывание, перестановки букв и слогов, лишние буквы.

2. Нарушения анализа структуры предложения:

  • слияние слов (в том числе и предлога со словом);
  • раздельное написание частей слова (в том числе и приставки в слове).

3. Оптические ошибки:

  • замена и смешение букв по оптическому сходству: букв отличающихся количеством элементов либо простран- ственным расположением элементов букв, искаженное воспроизведение букв (в том числе и зеркальное письмо).

4. Синтаксические аграмматизмы:

  • пропуск главных членов предложения;
  • пропуск значимых второстепенных членов предло- жения;
  • нарушение последовательности слов в предложении.
свернуть

Инклюзивное образование

Инклюзивное образование (включающее)  – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.

 

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

 

Инклюзивное образование:

  • Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей;
  •  Является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех;
  •  Является динамичным процессом, который постоянно в развитии;
  •  Признает, что все дети могут учиться.


Получение детьми с особенностями  и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

         Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с особенностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.
         Многие специалисты отмечают, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях,

трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет

к углублению неравенства людей с особенностями  психофизического развития.
       Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению.
      Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении.
      Как показывает  международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети.
       Это делает особенно актуальным вопрос развития инклюзивного  образования на уровне общеобразовательной школы.

 

«Образование для всех»

      Фундаментальный принцип «образование для всех»  состоит в том, что каждый человек должен иметь возможность учиться.

      Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.

     Адресатами инклюзивного образования являются люди с особенностями

психофизического развития, и инвалиды – лишь одни из них.

 

Включающее образование базируется на восьми принципах:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

 

        Для введения инклюзии недостаточно наличия только самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом.
    Необходимо подготовить позитивное общественное мнение  всех родителей о совместном обучении детей. Наряду с этими условиями, должна быть приспособлена к потребностям инвалидов городская среда (включая транспорт).
     Важным является также адекватная поддержка семей с детьми-инвалидами.
     От милосердия и благотворительности надо переходить к равноправному партнерству с инвалидами, их семьями и представляющими их общественными организациями.

 

Очень важно понять:

При создании инклюзивных школ, школ нового типа, дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.

Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.
                                                            У. Джеймс

свернуть

Правильная речь – залог успешного обучения в школе.

Все родители мечтают о том, чтобы ребёнок с удовольствием ходил в школу и легко учился. Это во многом зависит от того, как ребёнок подготовлен к школе, включая речевое развитие.

Устная речь является основой для письменной речи. Чем лучше у ребёнка развита устная речь, тем легче он овладеет в школе письмом и чтением.

Хорошая, развитая речь – это основа успешного обучения в школе. Речь, как рука, состоит из пяти взаимосвязанных составляющих. Недоразвитие   одной из них делает речь неполноценной.

    Что включает в себя понятие «правильная речь»?

 1. Правильное звукопроизношение. Ребенок к 6-и годам должен выговаривать все звуки. Если у ребенка наблюдается нарушение звукопроизношения, не следует ждать, что «само пройдет», уже не пройдет, надо обратиться к логопеду.

 2. Сформированное фонематическое восприятие. Ребенок должен уметь различать звуки на слух, уметь определять первый, второй, третий, последний звук в слове, уметь из звуков составить слово, посчитать количество звуков, подбирать слова с заданным звуком в начале, середине, конце слова (Лампа, веЛосипед, пенаЛ), различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, вы-вы-фы.

3. Сформированный грамматический строй речи. Старший дошкольник должен уметь образовывать новые слова (воробей – воробушек, таракан – тараканище, варенье из черники – черничное варенье), изменять слова (стул – стулья, дом – дома, ухо – уши), согласовывать слова (нет желтого мяча, пять лягушек, две лягушки)

4. Умение воспроизводить слова со сложной слоговой структурой.  Шестилетний ребенок должен уметь безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод, милиционер, электрический, аквариум.

5. Богатый словарный запас. Будущий первоклассник должен быть уже знаком с временами года, их признаками, знать названия месяцев, дней недели, знать свои родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова - действия, слова - признаки.

6. Развитая связная речь. Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь разговаривать полными предложениями. Уметь четко и последовательно рассказывать о чем-либо, пересказывать увиденное или услышанное. Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.

 

Как нужно заниматься и на что обращать внимание,

чтобы ребенок научился хорошо говорить. 

  1. Играйте в различные игры, развивающие фонематический слух. Например, «Города», по этому принципу игры на любую тему: «Продукты питания» (масло – оливки – икра – арбуз), «Одежда» и т.д. Игровые упражнения на слуховое внимание: «Хлопни, когда услышишь мягкий согласный Ль, топни, когда услышишь твердый согласный звук Л», «Запомни и повтори в том же порядке 4 слова».

Не путайте звук с буквой! Звук – то, что мы слышим и произносим, буква – то, что мы пишем и читаем.

2. Играйте в игры, формирующие грамматический строй речи: «Назови ласково (корова – коровушка, карман – кармашек)», «Маленький – огромный (таракан – тараканишка – тараканище, воробей – воробьишка – воробьище), «Один – много (один самолет – много самолетов, один стул – много стульев)».

3. Чтобы научить ребенка отчетливо проговаривать сложные слова, чаще разучивайте и проговаривайте в разном темпе (от медленного до быстрого) различные скороговорки. От топота копыт пыль по полю летит. Проворонила ворона вороненка. Мама мыла Милу мылом. Во дворе трава, на траве дрова, дрова на траве, трава во дворе.

4. Увеличивайте словарный запас ребенка. В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними. Помните, чем больше запас слов у ребенка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли и чувства. Учите ребенка сравнивать, находить общее и различное в предметах, рисунках (корова – коза, стул – табуретка). Это упражнение развивает, как словарь, так и связную речь.

5. Поощряйте у ребенка стремление задавать вопросы. Составляйте вместе с ребенком рассказы по   картинкам. Сначала начните вы, затем попросите ребенка продолжить рассказ. Обратите внимание, передает ли ребенок главную мысль, описал ли второстепенные детали, или рассказ не получается. Учите с ребенком стихотворения наизусть!

 

На что также следует обращать внимание родителям будущих первоклассников.

 

1. Развитие мелкой моторики кистей рук. Пусть ваш ребенок больше рисует, лепит, работает с ножницами, играет в мозаику, шьет и вышивает и т.п.

2. Умение четко ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве. Учите ребенка определять где “правая” и “левая” сторона в различных условиях, положениях тела (на своем теле, в отражении зеркала, у человека, стоящего к нему лицом, спиной), уметь находить на листе бумаги верхний левый угол, нижний правый угол, середину, чертить по диагонали  и т.д. Узнавать предметы, буквы в разных положениях.

3. Чувство ритма. Учите ребенка отстукивать, отхлопывать заданный ритмический рисунок.

4. Развитый кругозор. Ребенок должен ориентироваться в днях недели, во временах года, уметь классифицировать предметы по разным темам (игрушки, транспорт, овощи, мебель и т.д.).

5. Ваш ребенок умеет читать? Не останавливайтесь на достигнутом! Обязательно читайте каждый день, но только вслух! Помните, что сейчас для ребенка чтение – это очень сложный труд. Поэтому не заставляйте его читать долго, давайте отдых, во время которого читайте ребенку сами. Всегда учитывайте, что возможности малыша самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых! Просите ребенка пересказывать прочитанное.

 

         Успехов Вам,

   уважаемые родители

свернуть

Толерантное отношение к «особенным» детям

Если я чем-то на тебя не похож,

                                                                   Я этим вовсе не оскорбляю тебя,

                                                                   А, напротив, одаряю.

                                                                                 Антуан де Сент-Экзюпери

        Каждый ребёнок, каким бы он не был, - это прежде всего уникальная

личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими

детьми права. Сегодня увеличивается тенденция воспитания и обучения детей

с отклонениями развития совместно с нормально развивающимися

сверстниками. Этому способствовали демократические преобразования в

обществе и эволюционное развитие системы специального образования. 

        Понятие «толерантность» в последнее время стало общеупотребительным.

Это слово применимо к различным аспектам жизни человека. Оно характеризует

и отношение к себе, и общение с людьми, и взаимодействие с окружающим

миром. Нам, взрослым, очень важно уметь взвешивать каждое слово,

продумывать каждый свой поступок, воспитывая в подрастающем поколении  

доброту, любовь и терпение.

        Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит

по-разному:

  • в английском – это готовность быть терпимым, снисходительным;
  • во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе;
  • в китайском – быть великодушным по отношению к другим;
  • в арабском – это милосердие, терпение, сострадание;
  • в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

  Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди разли-

чаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям,

обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.  

       Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно

чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других и готового

всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным

культурам, взглядам, традициям.

        Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто,

особенно, если «рядом идущий» отличается от тебя, имеет особенности психо-

физического развития.

         Главная проблема «особенного ребёнка» заключается в ограничении его

связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми. А так же

проблема негативного отношения к детям с ОПФР со стороны сверстников,

наличие физических и психических барьеров, мешающих повышению качества

образования детей с ОПФР. Проблему усугубляет тот факт, что педагоги иногда

сами неправильно относятся к таким детям, считая их «отсталыми».

          В связи с этим, следует помнить о педагогической толерантности, т.е.

способности понять и принять ребёнка таким, каким он есть, видя в нём

носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.  

          Учащиеся с особенностями  испытывают потребность в позитивном отно-

шении как со стороны взрослых, так и со стороны детей, поэтому педагогу

необходимо более внимательно, искренне, доброжелательно относиться к ним.

Между тем, далеко не все участники образовательного процесса сегодня, готовы

принять ребёнка с ОПФР. Эта неготовность имеет не только материально-

техническую основу, но и психологическую, морально-этическую. Поэтому

педагог должен провести большую подготовительную работу как с особенными

детьми и их родителями, так и с нормально развивающимися сверстниками и их

родителями. Необходимо формировать адекватные установки в отношении

особого ребёнка: смотреть на него как на человека с определённым

 потенциалом, принимать его таким, какой он есть, со всеми его особенностями.

           Для здоровых детей рекомендуется провести беседу, игру, помогающую

им осознать, что такой ребёнок отличается от нас и внешне, и внутренне. Он

не понимает почему он другой. Он растёт и развивается в  силу своих возмож-

ностей и способностей. Он ждёт от взрослых и детей помощи, чтобы мы научили

его играть, общаться. В классе для таких детей следует обеспечить положи-

тельное эмоциональное самочувствие, разнообразные контакты с другими

детьми.

            Как для детей с ОПФР, так и для здоровых детей, такое общение имеет

преимущества:

1. Социального характера:

    - развитие самостоятельности через предоставление помощи;

    - обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

    - формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и

       гуманность.

 

2. Психологического характера:

    - исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноцен-

      ности.

 3. Медицинского характера:

    - подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;

    - исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей

      к развитию «ограниченных возможностей».

4. Педагогического характера:

    - рассмотрение развития каждого ребёнка как уникального процесса (отказ от

      сравнения детей друг с другом);

    - активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.

        Взаимодействие обычных детей и ребят с особенностями в развитии

способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся

воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включён-

ность в среду здоровых сверстников детей с ОПФР расширяет круг общения

этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимо-

действия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

         Каждый ребёнок хочет быть счастливым, в том числе и ребёнок с особен-

ностями. И в первую очередь он счастлив от той психологической среды,

в которой живёт и растёт, когда он окружён заботой и вниманием со стороны

окружающих его людей. Наполнить чёрно-белый мир маленького человека

яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

         Детство – важнейший период человеческой жизни: не подготовка к

будущей жизни, а самая настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

          Детей сравнивают с цветами. Ребёнок с особенностями тоже цветок.

Цветок полыни. Горький. Но такой необходимый для здоровья окружающих.      

           

свернуть