РУС БЕЛ ENG

Советы психолога

Всемирный день борьбы со СПИДом

 

1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом. Этот день приобрел статус ежегодного события в большинстве стран мира и демонстрирует международную солидарность в борьбе с эпидемией ВИЧ/СПИДа. «Стремление к нулю: ноль новых случаев ВИЧ-инфекции. Ноль дискриминации. Ноль смертей вследствие СПИДа» - таков девиз Всемирного Дня борьбы со СПИДом. Этот девиз, провозглашённый Объединённой Программой ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) на 2011-2015 годы, ставит целью развитие успехов в борьбе с ВИЧ-инфекцией, достижение стабилизации в распространении заболевания в мире. В этом году тема Всемирного дня – «Ускорение мер для искоренения СПИДа».

Согласно статистике Всемирной ассоциации здравоохранения, на планете живет более 35 миллионов человек, инфицированных вирусом иммунодефицита (ВИЧ), и каждый день эта цифра увеличивается еще на 14–15 тысяч. По оценке ООН ВИЧ-инфекция занимает 5-е место среди причин смертности в мире. В Беларуси проживает с ВИЧ-положительным статусом 15 031 человек, показатель распространенности составляет 158,5 на 100 тысяч населения. Учитывая возрастающую роль полового пути передачи ВИЧ-инфекции, высокую распространенность ВИЧ - инфекции среди работающего населения в возрастных группах 30 лет и старше, противодействие распространению ВИЧ-инфекции является одним из стратегических направлений в обеспечении сохранения здоровья населения и демографической безопасности Республики Беларусь. 

В стране создана система, обеспечивающая максимальную доступность к консультированию и тестированию на ВИЧ-инфекцию. Пройти тестирование на ВИЧ-инфекцию, в том числе анонимное, можно в любом лечебном учреждении, располагающем процедурным кабинетом. Также в стране на базе общественных некоммерческих организаций функционируют анонимно-консультационные пункты, предоставляющие услуги по консультированию и тестированию на ВИЧ-инфекцию для наиболее уязвимых к ВИЧ-инфекции групп населения (потребители инъекционных наркотиков, женщины, вовлеченные в секс-бизнес, мужчины, вступающие в сексуальные отношения с мужчинами).

Всем ВИЧ-позитивным пациентам, если у них есть показания к назначению специфического лечения, бесплатно предоставляются лекарственные средства для антиретровирусной терапии. Количество таких пациентов на сегодняшний день составляет 6755 человек, в том числе - 201 ребенок. Вовремя начав лечение антиретровирусными препаратами и следуя всем указаниям врача, люди, живущие с ВИЧ, могут прожить долгую и полноценную жизнь. Качество жизни ВИЧ-позитивных людей, благодаря этим лекарственным препаратам, почти ничем не отличается от качества жизни людей без ВИЧ и снижает риск передачи ВИЧ другим людям.

В преддверии Всемирного Дня борьбы со СПИДом во всех областях Республики Беларусь проводятся информационно-просветительские мероприятия (выставки, конкурсы, соревнования, открытые уроки, выступления в прямом эфире), направленные на профилактику ВИЧ-инфекции, организованные медицинскими специалистами, волонтерами, СМИ, неправительственными организациями.

В интересах будущего необходимо отдавать приоритет более эффективному просвещению молодежи по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции и сохранению социальной ценности семьи, рождению здорового поколения. Необходимо мобилизовать усилия медицинского сообщества, специалистов системы образования, средств массовой информации на просвещение населения по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, одновременно обращая внимание на соблюдение прав человека, недопущения стигмы и дискриминации в отношении лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией.

 

 

 

 

 

Врач-эпидемиолог отдела

профилактики ВИЧ/СПИД

ГУ «Республиканский центр гигиены,

эпидемиологии и общественного здоровья»                С.В.Сергеенко

Врач- Светлана Владимировна

свернуть

Что важно знать перед обследованием на ВИЧ - инфекцию

Хотите вырастить одаренного ребенка

Уважаемые родители! В помощь вам – советы Дэвида Льюиса, обобщившего опыт тысяч семей, где имеются одаренные дети.

1.   Я отвечаю на все вопросы ребенка, насколько возможно терпеливо и честно. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.

2.   У нас в квартире стоит витрина, на которой ребенок может демонстрировать свои работы. Я не ругаю ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не завершена.

3.   Я предоставил ребенку комнату или специальный уголок исключительно для самостоятельных творческих занятий.

4.   Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.

5.   Я предоставляю ребенку посильную возможность в проявлении заботы.

6.   Я помогаю ребенку строить его планы и принимать решения.

7.   Я стараюсь показать ребенку интересные места.

8.   Я помогаю ребенку улучшить результаты его работы.

Изображение 9.   Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми и рад видеть их у себя дома.

10. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.

11. Я никогда не наказываю ребенка унижением.

12. Я покупаю книги, связанные с его интересами.

13. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.

14. Я регулярно читаю ребенку.

15. Я приучаю ребенка к чтению с детства.

16. Я пробуждаю фантазию и воображение ребенка.

17. Я внимательно отношусь к потребностям ребенка.

18. Я нахожу время, чтобы побыть с ребенком наедине.

19. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейного бюджета.

20. Я никогда не дразню ребенка за неумение или ошибки.

21. Я хвалю ребенка за учебную инициативу.

22. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.

23. Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.

24. Я побуждаю ребенка учиться решать проблемы самостоятельно.

25. Я помогаю ребенку быть личностью.

26. В занятиях ребенка я нахожу достойное  для похвалы.

27. Не существует тем, которые совершенно  исключаю для обсуждения с ребенком.

28. Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.

29. Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я тоже не умею».

30. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.

31. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.

32. Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.

 

Если вы согласны с 20 % из этих советов, то вам необходимо

 срочно подумать над остальными.

Но если они устраивают вас и соответствуют вашей программе воспитания

на 50 %, у вас есть на это шансы.

Если вы выполняете эти советы на 90 %, дайте больше свободы ребенку и себе.

 

1. Проанализируйте вашу собственную систе­му ценностей в отношении воспитания детей. Спо­собствует ли она реализации личности и одарен­ности в обществе?

2. Будьте честными. Все дети весьма чувстви­тельны ко лжи, а к одаренным детям это относи­тся в большей степени.

Изображение 3. Оценивайте уровень развития ребенка. Рече­вой обмен даже с очень развитым ребенком до­школьного возраста не является наиболее эффек­тивным путем к пониманию.

4. Избегайте длинных объяснений или бесед.

5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ре­бенке. Они могут выражаться в неординарных во­просах или в поведении и являться признаком одаренности.

6. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные ин­тересы и увлечения.

 

КАК СТИМУЛИРОВАТЬ

И РАЗВИВАТЬ СПОСОБНОСТИ РЕБЁНКА

 1. Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.
2. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
3. Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел.
4. Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом. Однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания.
5. Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, таким какой он есть, а не за его успехи и достижения.
6. Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы.
7. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.
8. Помогайте ему улучшать результаты своей работы.
9. Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.
10. Не сравнивайте своего ребенка с другими.

11. Не унижайте своего ребенка.
12. Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.
13. Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.
14. Приучайте ребенка к регулярному чтению.
15. Со вниманием относитесь к его потребностям.
16. Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.
17. Не дразните ребенка за ошибки.
18. Хвалите за любые успехи.
19. Разрабатывайте практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать.

20. Побуждайте ребенка находить проблемы и затем решать их.
21. Хвалите ребенка за конкретные поступки и успехи и делайте это искренне.
22. Не ограничивайте темы, обсуждаемые ребенком.
23. Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них.
24. Помогайте ребенку стать личностью.
25. Помогайте ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы и радиопередачи.
26. Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
27. Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых, не теряя при этом уважения к ним.

28. Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.
 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

       Быть родителями на самом деле сложное задание. Иногда мы можем переходить от одного совета по воспитанию к другому: у нас все-таки могут оставаться проблемы с некоторыми аспектами воспитания. 

       Воспитание ребенка становится еще более сложным заданием, если человек является родителем одаренного ребенка. 

Какие советы по воспитанию ребенка могут стать полезными в этом случае? 

  Проанализируйте Вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания

детей. Способствует ли она реализации личности и одарённости в обществе? 

  1. Создайте безопасную психологическую атмосферу ребенку в его поисках, где он могла бы найти утешение в случае своих разочарований и неудач. 
  2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одарённым детям это относится в большей степени. 
  3. Будьте терпимы к неожиданным идеям, уважайте любопытство идеи ребенка.
  4. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они вам кажутся бессмысленными. 
  5. Объясните, что не на все вопросы ребенка всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а со стороны ребенка - терпение. Она должна научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отвергая своих идей. 
  6. Оценивайте уровень развития ребёнка. 
  7. Избегайте длинных объяснений и бесед. 
  8.  Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не  должно выходить за рамки приличного. 
  1. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребёнке. Они могут выражаться в неординарных  вопросах или в поведении и являются признаком одарённости. 
  2. Уважайте в ребёнке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него

      собственные интересы и увлечения. 

  1.  Развивайте в своих детях следующие качества: 
    - уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности; 
    - понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих; 
    - интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску; 
    - уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству; 
    - привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки; 
    - уметь помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.

 

ЕСЛИ У ВАС ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК

Одарённый ребёнок характеризуется следующими проявлениями:

  • мыслит оригинально и творчески;
  • хорошо понимает юмор;
  • у него неистребимая жажда познания, неистощимое любопытство;
  • имеет богатое воображение (проявляется в сочинительстве, изобра­зительной деятельности, музыке и т.п.);
  • часто он не похож на других детей своей неординарностью, предпоч­тением общества взрослых.

 Рекомендации для родителей

  1. Поддерживайте в ребенке интерес к творчеству, оригинальность.
  2. Никогда не ругайте его за то, что он делает что-то не так, как все.
  3. Уважайте в ребёнке право на собственный выбор занятий, игр и на собственное дело.
  4. Помните, что вы должны приспосабливаться к ребёнку, а не он к вам.
  5. Помогайте справляться с проблемами в общении со сверстниками и взрослыми.
  6. Найдите для него друзей, которые были бы так же хорошо разви­ты, как и он.
  7. Не увлекайтесь соревновательными методами. Если ваш ребёнок бу­дет всегда победителем, другие дети могут его возненавидеть.
  8. Не говорите об одарённости ребёнка в его присутствии, не перех­валивайте его.
  9. Не требуйте от ребёнка, чтобы он всегда и во всём был лучшим.
  10. Делайте все возможное, чтобы обеспечить ребенка игрушками, бумагой для рисования, музыкальными инструментами - всем тем, что он сможет использовать для развития своих интеллектуальных и художественных способностей. Не ограничивайте ребенка в принадлежностях для игры и работы.
  11. Изображение Сделайте вашу собственную жизнь как можно более интересной и насыщенной. Детям важно осознавать, что их родители находят хорошее применение своим способностям, развиваются. Пусть дети участвуют в ваших занятиях вместе с вами. Неважно, какие именно это занятия, лишь бы они способствовали самореализации, творческому развитию. Важен сам факт живого совместного общения.
  12. Старайтесь реалистично оценивать способности вашего ребенка. Если требования неоправданно высоки, это может навредить ребенку. Когда ребенок не может достичь поставленной вами цели, его чувство собственного достоинства может резко понизиться из-за этой неудачи.
  13. Относитесь к ребенку ласково и чаще хвалите его там, где это оправданно - вам нужно создать в доме атмосферу тепла и доверия. Это дает ребенку психологическую свободу пробовать новые идеи и применять новые знания без страха получить в ответ резкое замечание.
свернуть

Кризис переходного возраста

Рекомендации родителям. Кризис переходного возраста.

 

     Переходный возраст – это один из самых тяжелых периодов жизни, причем как для подростка, так и для его родителей. Что можно посоветовать родителям? Набраться побольше терпения и не давить.

 

Совет первый.

     Не пытайтесь решить проблемы путем категоричных запретов, скандалов и чтения подростку нотаций. Это тот возраст, когда родительское «нет» вызывает у ребенка внутренний протест. Даже в случае, если подросток сам осознает неадекватность своих действий, он все равно продолжает гнуть свое, просто назло родителям. Смиритесь с фактом, что ваш ребенок вырос. Воспринимайте его как личность, пусть и не до конца сформировавшуюся, но он имеет право на собственную точку зрения, на собственное мнение, на собственные желания. Подросток уже сам может принимать решения, касающиеся его жизни, поэтому призыв слушаться родителей уже не актуален. Если вы собираетесь поговорить с подростком, обсудить волнующие вас проблемы, то разговаривайте с ним как с равным. Не пытайтесь учить его жизни – это пустая трата времени. Он все равно сделает по-своему. Вам остается только ненавязчиво направлять его в нужное русло. Причем ключевое слово здесь – ненавязчиво.

 

Совет второй.

    Всегда относитесь с полной серьезностью к проблемам своего ребенка, даже если они кажутся вам не стоящими внимания, детскими и надуманными. Достаточно однажды отмахнуться от подростка, и он перестанет делиться с вами, доверять вам свои проблемы и переживания, а любое ваше участие будет приниматься в штыки. Самое страшное здесь, если ребенок совсем перестанет с вами общаться, закроется в своем мире. В таком случае лучше обратиться за помощью к специалистам.

 

Совет  третий.

    Не навязывайте ребенку свое мнение по поводу того, как он должен проводить свое свободное время. Понятно, что вас бы больше устроило, если бы подросток занимался музыкой или спортом, а не шатался по улицам в компании друзей. Но помните: даже если вам удастся заставить ребенка ненавистным для него занятием, он все равно найдет способ, как этого избежать. Вы впустую потратите свои деньги и нервы. Ко всему прочему ребенок начнет негативно относиться не только к вынужденному хобби, но и к вам как инициатору. Если вы все-таки хотите чем-то занять ребенка, то попробуйте ненавязчиво выяснить, а чем бы ему самому хотелось заниматься. Наверняка вы сможете найти то, что придется по душе и ему, и вам.

    Помните, что запрещать что-то подростку практически невозможно. Подростки чувствуют себя взрослыми, они хотят, чтобы окружающие их таковыми считали, поэтому стремятся любыми возможными способами избавиться от родительской опеки. И чем больше вы будете давить, тем большее сопротивление получите в ответ.

     Что делать, если вы начали замечать, что от ребенка, который возвращается с улицы, стало попахивать табаком и алкоголем? Перво-наперво успокойтесь и не устраивайте скандал. Всем известно, что запретный плод сладок. Как бы вы ни запрещали, подросток все равно найдет способ удовлетворить свое любопытство, в крайнем случае, ваше давление подтолкнет его к побегу из дома. Провести профилактическую беседу, конечно, нужно, но действовать надо спокойно. Подготовьтесь к беседе заранее, тщательно продумайте аргументы, которые будете приводить. Вам не нужно рисовать перед подростком все круги ада, а необходимо заставить задуматься, поразмышлять, в результате самостоятельно сделать выводы о том, что хорошо, а что плохо. Никогда не применяйте угрозы. Разговаривайте с подростком как со взрослым человеком, на равных. Объясните ему, почему вы не хотите, чтобы он поздно возвращался домой, чтобы курил, чтобы не бросил учиться. Если вы заметили. Что ребенок начал курить, не устраивайте по этому поводу истерику. Предоставьте ему информацию о тех последствиях, к которым приводит эта вредная привычка. Но нужно учитывать. Что возможность когда-нибудь умереть от рака легких вряд ли его остановит. Воздействуйте теми последствиями, которые грозят ему в настоящее время, например, неприятный запах изо рта и от одежды, пожелтевшие зубы. Беседа должна вестись спокойным, ровным тоном, без нравоучений. Просто обмен информацией на уровне взрослого общения.

      Не давите на ребенка, но и потакайте. Несмотря на его взрослость и отношения «на равных», он должен соблюдать определенную субординацию и испытывать уважение к родителям.

свернуть

«Признаки депрессии у младшего школьного возраста»

«Признаки депрессии у младшего школьного возраста»

Депрессия у детей — это одно из психических и эмоциональных расстройств, проявляющееся в поведенческих изменениях. Депрессия в детском возрасте отличается от депрессии у взрослых людей. Если ребенок печален или раздражителен, это не обязательно означает наличие у него депрессивного состояния. Это может быть нормальным эмоционально-психологическим изменением, проявляющимся во время роста.

Но если симптомы депрессии у детей становятся устойчивыми и разрушительно влияют на социальную активность ребенка, то это может указывать на то, что у ребенка депрессия. Поведение ребенка может стать неконтролируемым, он конфликтует с окружающими, пропускает школу, что приводит к снижению успеваемости в школе. Ребенок может начать употреблять спиртные напитки, курить, может связаться с «плохой компанией», может даже дойти до мыслей о самоубийстве.

Депрессия может проявиться даже у младенцев, но чаще возникает у детей, лишенных родительского внимания, находящихся в интернатах, домах ребенка. Негативные симптомы имеют тенденцию накапливаться, дети постоянно плачут, им не хватает родительской любви и тепла. При тяжелой форме депрессии могут появляться галлюцинации, иллюзии. Обычно детская депрессия длиться от 1 месяца до года, часто и дольше. Очень важная в таких случаях профилактика детских депрессий и консультирование у психолога всех членов семьи.

Причины депрессии у детей

Точные причины возникновения депрессии неизвестны, вероятно, тут решающими являются несколько факторов — наследственные, физиологические, психологические, социальные. На детей младшего возраста негативное влияние может оказать отделение от матери и семьи из-за помещения в детский сад, для детей старше 5 лет — скандалы в семье, развод родителей. С 7 лет важнейшими факторами депрессии становятся школьные проблемы — смена класса, плохое отношение учителя, ссоры с одноклассниками.

Чаще всего детские депрессии проявляются после эмоциональных потрясений — потерь родителей, других родственников, смерти любимого домашнего питомца, ссор с друзьями, от испытываемого психологического давления.

Причины депрессии у детей могут быть комплексными, то есть проявляться нарушением здоровья, отношений в семье, различными биохимическими изменениями в организме, физическим или сексуальным насилием.

Особенно подвержены депрессии дети, чьи родители страдают депрессией, алкоголизмом, а в семьях со здоровыми отношениями и климатом, дети чаще всего самостоятельно решают возникающие психологические проблемы.

Существуют также сезонные депрессии, связанные с чувствительностью организма к изменениям климатических условий. Симптомы депрессии могут вызываться приемом определенных медикаментов — стероидов, обезболивающих, в составе которых есть наркотические вещества.

Симптомы депрессии у детей

Симптомы детской депрессии отличаются от симптомов депрессии у взрослых. К первичным симптомам депрессии у детей относятся: иррациональные страхи, печаль, чувство беспомощности, резкие перепады настроения. Также могут проявляться нарушения сна (бессонница, сонливость, ночные кошмары), нарушения аппетита, уменьшение социальной активности, чувство постоянной усталости, стремление к самоизоляции, низкая самооценка, проблемы с памятью и концентрацией внимания, появление мыслей о смерти, суициде.

Часто проявляются элементы нестандартного поведения — резкое беспричинное нежелание играть в любимые игры, наблюдается неоправданно агрессивные реакции, дети становятся непокорными и раздражительными, им «все не нравится». Тревожность у страдающих депрессией наиболее сильно проявляются в вечернее и ночное время.

Типичные симптомы депрессии у детей — соматические симптомы, жалобы на нездоровье, на различные боли (головная боль, зубная, боль в животе), которые не лечатся медикаментозно. Могут наблюдаться панические и невротические расстройства — учащенное сердцебиение, головокружения, тошнота, озноб, часто сопровождающиеся страхом смерти. Депрессия у детей чаще всего маскируется под тревожностью, снижением успеваемости в школе, нарушениями общения со сверстниками, апатичность. Подобные недомогания могут быть как разнообразными, резко сменяющими друг друга, так и монотонными с одной жалобой.

Различные симптомы депрессии у детей отличаются в различном детском возрасте. Например, развитие детей первого года жизни реже усложняется тяжелыми проявлениями депрессии. У маленьких детей снижается аппетит, они становятся более капризными.

У дошкольников чаще всего наблюдается расстройства двигательной активности, изменения в здоровье — частые головные боли, расстройство желудка, а также стремление к одиночеству, печаль, недостаток энергии, страхи темноты, одиночества, приступы плача. В младшей школе дети становятся замкнутыми, робкими, неуверенными в себе, теряют интерес к занятиям, играм, жалуются на «тоску», «скуку», «желание плакать».

Чем ближе к отрочеству, тем более выражены симптомы раздражительности, снижение настроения, грусть. При депрессии наблюдается повышенная слезливость, готовность к плачу при малейшем поводе. На замечания взрослых дети реагируют с повышенной чувствительностью. В школе дети могут стать рассеянными, забывают тетради дома, не понимают прочитанного, легко забывают выученное. Может наблюдаться медлительность, вялость, нежелание посещать спортивные занятия.

Диагностика депрессии у детей

Если у вас появились подозрения, что ваш ребенок болен депрессией, стоит внимательно отнестись к этому. Нужно внимательно и чутко относиться к душевному состоянию ребенка, спокойно говорить с ним о том, что его беспокоит, разговаривать откровенно, не кричать и не давить на него. Если ребенка беспокоит чувство вины, объясните ему, что он не несет ответственности за происходящее. Если подавленное состояние затягивается дольше, чем на 3 недели, стоит обратиться к психологу.

Многие родители пытаются справиться с симптомами болезни самостоятельно – лечат боль таблетками, изолируют ребенка от сверстников, разрешают не ходить в школу. Однако это неверно, детская психология очень сложная вещь, несформированная психика ребенка еще хрупкая и лучше доверить лечение специалисту. Чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем легче ребенку будет выйти из болезненного состояния.

Профилактика детских депрессий

Риск возникновения депрессии можно снизить, если воспитывать ребенка в семьях со спокойной психологической ситуацией, где отношения уравновешенные и добрые. Важно уважать ребенка и его настроения как в семье, так в детском саду, школе. Ребенок будет лучше себя чувствовать среди людей, понимающих и принимающих его таким, какой он есть. Безусловная родительская любовь служит фундаментом здоровой психики ребенка. Необходимо, чтобы ребенок занимался спортом, имел какое-нибудь увлечение, смог бы реализовывать себя в нем. Полезны длительные пешие прогулки, правильно питание, здоровый сон. Нужно проводить с ним как можно больше времени — разговаривать, совместно решать возникающие проблем. Нужно проявлять сочувствие и понимание, отвлечение его от тягостных мыслей, переключение на то, что интересно ребенку. Необходимо больше общаться с ребенком, выслушивать его проблемы, проявлять сочувствие, настраивать на лучшее.

 

 

 

 

«Признаки депрессии у подростков»

 

Если бы это в моей было власти,   

Убедила бы всех я в одном -

В жизни, кроме несчастья, все — счастье,

В каждом часе и миге земном.

                                      В. Звягинцева

 

От того, насколько крепка наша нервная система, насколько готова к различного рода неожиданностям, зависит нервно-психическое здоровье. Труднее всего в этом отношении детям. Высшие отделы нервной системы ребенка еще не сформированы, защитные механизмы коры головного мозга несовершенны, поэтому легко может наступить срыв, развиться невроз. Неправильные приемы воспитания, стрессовые ситуации, игнорирование родителями и педагогами возможности нервного срыва у ребенка при перенапряжении раздражительного или тормозного процесса, или их подвижности часто приводят к печальным результатам.

Ошибки воспитателя и переоценка психических возможностей ребенка -   одни из основных причин детских неврозов и депрессии. Однако они не результат какого-либо злого умысла. В большинстве случаев они совершаются потому, что взрослые не пытаются разобраться в причинах того или иного поступка ребенка, не знают его возрастных особенностей.

С возрастом у детей меняются мотивы поведения, их отношение к миру, к сверстникам, к родителям. И от того, смогут ли взрослые увидеть эти перемены, понять изменения, происходящие в ребенке, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья детей.

Подростковая депрессия — сложное, коварное и опасное явление. Коварное потому, что трудно распознается. Опасное потому, что может привести ребенка к самоубийству.

Причины подростковой депрессии

Причинами депрессии у подростка могут стать такие «сильнодействующие» факторы, как:

  • смерть близкого человека
  • болезнь и отъезд близкого человека
  • перемена места жительства
  • жизнь вдали от родителей
  • равнодушное отношение родителей к ребенку

Особенности подростковой депрессии

Депрессию у подростков трудно распознать даже специалистам. Так, в начальной стадии подросток ведет себя как обычно, никаких внешних признаков депрессии не наблюдается. Но зная ребенка, родители могут обратить внимание на его мрачные фантазии, грезы наяву. Это легкая степень депрессии.

Средняя степень депрессии характеризуется тем, что разговор подростка чрезмерно эмоционален. Волнуют его такие темы, как смерть, болезни.

При умеренной степени депрессии подросток выглядит подавленным и уже с первого взгляда можно сказать: «У этого ребенка серьезные проблемы».

Депрессию у подростков трудно распознать потому, что они умело ее скрывают. Никому и в голову не придет, что он бесконечно несчастлив. Такую маску подростки надевают и в присутствии посторонних людей.

 

Как родителям обнаружить депрессию у ребенка

Настроение ребенка — один из показателей его психического состояния. Понаблюдайте за подростком в тот момент, когда он уверен, что его никто не видит. Вы обнаружите, как меняется выражение его лица, какой у него грустный или несчастный вид. Но как только он замечает, что кто-то на него смотрит, печаль тут же прячется за улыбкой.

 

Симптомы подростковой депрессии

1. Ухудшение внимания.

В легкой степени подростковой депрессии характерно ухудшение внимания. Подросток не может подолгу фиксировать свое внимание на какой-либо теме. Его мысли перескакивают с одного на другое, и он все более отвлекается. Об ухудшении внимания можно судить по тому, как ребенок делает домашние задания. Сконцентрироваться на работе ему все труднее и труднее, и кажется, что чем больше он старается, тем хуже у него получается. Естественно, это ведет к раздражительности, потому что подросток начинает думать, что он «тупой». Все это влияет на самооценку.

2. Грезы наяву.

Ухудшение внимания влияет на поведение подростка в классе. Сначала он какое-то время способен сконцентрироваться на работе.  Мысли его где-то витают. Он погружается в мечты. В этом случае учителю легче, чем кому-либо другому, выявить депрессию. Но, к сожалению, грезы наяву часто принимаются за лень или неуважение к учителю. Однако один или два отдельно взятых признака еще не позволяют поставить точный диагноз.

3. Плохие оценки

Из-за снижения внимания у подростка ухудшаются оценки. Это ухудшение происходит постепенно, а потому его редко связывают с депрессией. По сути дела, и родители, и учитель, как правило, начинают думать, что задания слишком трудны для подростка или что он слишком увлечен чем-то другим.

4. Тоска.

Когда тоска не отпускает подростка несколько дней, это уже не нормально и должно стать сигналом о том, что с ребенком происходит что-то неладное. Мало что беспокоит так сильно, как затяжная тоска, особенно в младшем подростковом возрасте. Это состояние обычно проявляется в том, что подросток хочет быть один. Он проводит время, лежа на кровати, мечтая и слушая музыку. Впавший в такое состояние подросток теряет интерес ко всему: к спорту, к друзьям, к учебе.

5. Соматическая депрессия

Когда подросток переходит в стадию средней степени депрессии, он начинает страдать от того, что называют соматической депрессией, т.е. ее симптомы проявляются на чисто физическом уровне. Например, подросток начинает испытывать физическую боль: в нижнем отделе средней трети грудины или головные боли. Некоторые подростки испытывают боли в нижней трети грудины или головные боли. Это вторичное проявление депрессии.

6. Уход в себя

В этом состоянии подросток отдаляется от сверстников и не просто избегает их, а отгораживается от них своей враждебностью, грубостью и неприветливостью, заставляя их отвернуться от него. В результате он остается в полном одиночестве, что может подтолкнуть его к наркотикам. На этой стадии заболевания душевная и физическая боль подростка может усиливаться и временами быть просто нетерпимой, и он уже не в состоянии выносить ее. Отчаяние настолько овладевает им, что он начинает искать хоть какой-нибудь выход.

 

Опасные последствия подростковой депрессии

Когда подросток, находясь в средней или сильной степени депрессии, доходит до того, что не может больше выдерживать ее, он старается предпринять что-либо, чтобы облегчить свое горе и страдания. Более всего удивительно то, что даже на этой стадии подросток едва ли осознает, что он находится в депрессии. Его способность не признаваться в этом даже себе, поистине невероятна. Поэтому-то депрессия практически не заметна для окружающих до тех пор, пока не случается трагедия. Действия подростка в этой ситуации называются «выходом из депрессии».

   Таких выходов из депрессии довольно много. Мальчики могут начать воровать, лгать, драться. Опасность возбуждает нервную систему и в какой-то мере облегчает боль.  Девочки довольно часто пытаются выйти из этого состояния, вступая в беспорядочные половые связи. Однако, когда связь с очередным партнером заканчивается, они чувствуют себя еще хуже, становятся более подавленными, их самооценка резко падает. В состоянии депрессии ребенок может начать принимать наркотики.

   Еще один способ выхода из депрессии. Самый страшный. Самоубийство.

 

Как помочь подростку

  1. Надо научиться быть чутким и внимательным к ребенку.
  2. Знать причины возникновения депрессии
  3. Показать ребенку, что вы к нему неравнодушны, что вы его любите и понимаете.
  4. Если же вам не удается облегчить состояние подростка, срочно обращайтесь к специалисту.

 

 

«НЕТ! – насилию в семье»

Детство должно улыбаться, 
Счастьем искриться в глазах,
В сердце теплом вспоминаться, 
А не слезой на глазах!

«Насилие над детьми и подростками включает в себя любую форму плохого обращения с ними, допускаемую родителями, опекунами или воспитателями», — такое определение принадлежит H. Kempe.

Насилие над детьми чаще всего трактуется как жестокое обращение с ребенком. Жестокое обращение с ребенком включает в себя следующие виды насилия:

-физическое,

-сексуальное,

-психическое,

-запущенность или пренебрежение нуждами ребенка.

Самое ценное, что есть у нас, — это наши дети!

• Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.

• Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.

• Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.

• Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.

• Не используйте экономическое насилие к членам семьи.

• Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было.

• Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.

• Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.

• Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: «Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!

Упражнения для снятия сильного эмоционального напряжения:

1. Закройте глаза, медленно вдыхая и выдыхая воздух, посчитайте про себя до десяти. Мысленно представьте, что у Вас в руках лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать и сжимайте до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Сжимать можно две руки сразу или по очереди. После того, как «выжали» лимон до капельки, расслабьте руки и насладитесь состоянием покоя. 

2. Представьте себе, что Вы большой воздушный шар, наполненный воздухом. Напрягите все мышцы тела, вдохните как можно больше воздуха, замрите на 3-5 секунд и начинайте медленно выпускать воздух из легких, расслабляя мышцы тела: кисти рук, мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д.

3. При сильном психологическом напряжении Вы можете сделать 10-20 несложных физических упражнений (приседаний, прыжков, взмахов руками). 
Теперь Вы справились со своими эмоциями и можете спокойно побеседовать по поводу возникших проблем. Если у Вас возникли проблемы в воспитании ребенка, если Вы не можете наладить контакт с ним, если Вас настораживают изменения в поведении ребенка или его школьная неуспеваемость, не торопитесь применять крайние воспитательные меры. 

Поговорите с ребенком. Расскажите ему, что в Вашей жизни тоже случались трудности, проблемы и что сейчас Вам живется не совсем так, как хотелось бы. Спросите совета, как бы Ваш ребенок поступил в сложившейся ситуации на Вашем месте, может быть, именно так Вы сможете решить проблему ребенка, не потеряв его доверия, уважения и веры в то, что самые мудрые, самые лучшие на свете родители.

 

Памятка родителям о недопущении жестокого обращения и насилия в отношении детей в семье

Насилие не зависит от образования, социального статуса и доходов родителей.

Прежде чем применить физическое наказание к ребенку,

ОСТАНОВИТЕСЬ!

   НАСИЛИЕ – это воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное конституцией право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле).

ВИДЫ НАСИЛИЯ:

ФИЗИЧЕСКОЕ – нанесение травм ребенку при избиении, или при ранении другими способами.

МОРАЛЬНОЕ – унижение достоинства ребенка, словесное оскорбление, брань, угрозы в его адрес, демонстрация неприязни к нему, а также унижение, в сравнении с другими детьми.

ПСИХИЧЕСКОЕ – воздействие на психику ребенка, путем запугивания, угроз с целью сломать волю ребенка к сопротивлению, к отстаиванию своих прав.

СЕКСУАЛЬНОЕ – использование детей в прямых сексуальных контактах или вовлечение их в действия, при которых насильник получает сексуальную стимуляцию или удовлетворение.

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЯМИ РЕБЕНКА – родители или замещающие их лица не обеспечивают ребенка пищей, кровом, одеждой, гигиеническими условиями, соответствующими его потребностям, что наносит вред психологическому или физическому здоровью ребенка.  Выделяют также пренебрежение медицинской помощью – несогласие на вакцинацию и иммунизацию.

В жизни дети обычно переживают одновременно несколько его видов.

Специалисты утверждают, что физические наказания:

1.Преподают ребенку урок насилия.

2.Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок — что он любим.

3.В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители, таким образом, срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.

4.Физические наказания учат ребенка принимать на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего собственного блага». Мозг ребенка хранит эту информацию.

5.Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным, и проявляется только много позже.

6.Они разрушают восприимчивость к собственному страданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

 

Какой урок из этого выносит ребенок?

1.Ребенок не заслуживает уважения.

2.Хорошему можно научиться посредством наказания (оно обычно научает ребенка желанию наказывать, в свою очередь других).

3.Страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать (это опасно для иммунной системы).

4.Насилие — это проявление любви (на этой почве вырастают многие извращения).

5.Отрицание чувств — нормальное здоровое явление

6.От взрослых нет защиты.

 

Каким образом проявляется вытесненный гнев у детей?

1.Насмешками над слабыми и беззащитными.

2.Драками.

3.Унижением девочек, символизирующих мать.

4.Плохим отношением к воспитателю.

5.Выбором видео и игр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева

 

СТРАТЕГИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

1. ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР. Угрозы, а также битье, психическое давление, оскорбления и т.п. редко улучшают ситуацию. Ваш ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас как справляться с гневом без применения силы. Установите границы. Ограничения учат самодисциплине и тому, как контролировать взаимные эмоции, базируясь на ненасилии.

2. ЕСЛИ ВЫ НЕ ЗАЩИТНИК СВОЕМУ РЕБЕНКУ, ТО КТО ЖЕ ВЫ? Последствия того, если ребенок чувствует себя неудачником, могут выражаться в насильственных действиях с его стороны: драках, уничтожении имущества, жестокости и даже самоуничтожении.

3. ГОВОРИТЕ ДЕТЯМ О НАСИЛИИ, КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ, а не просто выключайте телевизор. Объясните им, что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах — это продукт, созданный для того, чтобы развлекать, возбуждать, держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения нужно применять в своей жизни.

4.НЕЛЬЗЯ НЕДООЦЕНИВАТЬ ВАЖНОСТЬ СЛОВ «Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ». Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях, объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать» Я горжусь тобой!»

5. Если Вы или кто-либо из Вашей семьи чувствует одиночество, нелюбовь, безнадежность или у Вас проблемы с наркотиками или алкоголем — ищите помощь. Считается, что более половины всех насильственных действий совершается употребляющими алкоголь или наркотики.

 

ГОРДИТЕСЬ СВОИМ РЕШЕНИЕМ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОМОЩЬЮ. ЭТО ТРУДНОЕ РЕШЕНИЕ, НО ОНО ОТРАЖАЕТ ВАШУ ЗРЕЛОСТЬ. ЭТО ПОМОЖЕТ ПРЕДУПРЕДИТЬ НАСИЛИЕ. ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА. 

Успешное формирование личности ребёнка, его полноценное развитие во многом зависят от различных факторов, но влияние семьи на человека любого возраста несравнимо по своему значению ни с чем больше. Влияние семьи проявляется в создании и поддержании определённых условий, которые способствуют оптимальному развитию ребёнка в современном обществе. Именно в семье происходят становление и развитие личности человека: закладываются необходимые умения и навыки, формируется характер, приобретается опыт общения с другими людьми.

Влияние родителей на развитие ребёнка огромно. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов. В целом современные детско-родительские отношения отличаются сложностью и общей тенденцией на уровне социума пренебрежением родительскими обязанностями. Особенно тревожным моментом является частое проявление жестокости в семье, что наносит ущерб физическому и психическому здоровью ребёнка, его благополучию.

 

 

Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В белорусском законодательстве насилие рассматривается как весьма сложное явление, хотя в уголовном праве республики выделяется только два вида насилия: физическое и психическое. Но далее психическое насилие дифференцируется на угрозу: убийством, причинением телесного повреждения, уничтожением или повреждением имущества. Каждый из названных видов по интенсивности подразделяется на опасное и не опасное для жизни и здоровья человека. Кроме того, проявления жестокости могут быть преднамеренными или импульсивными, сознательными или неосознанными, выражаться в совершении активных действий и в бездействии. Последнее в отношении ребенка признается противоправным только в тех случаях, когда на допустившего бездействие обязанность действовать возложена законом, например, при уклонении от исполнения родительских обязанностей или от уплаты алиментов.

За нарушение прав детей, в том числе в виде насилия, родители, лица их заменяющие, или другие взрослые несут ответственность не только нравственного, но и юридического порядка, на основании административного, уголовного, семейного и/или гражданского права. Одним из обязательных условий юридической ответственности выступает вина, наличие или отсутствие которой является определяющим при выборе санкций, например, в семейном праве. Так, если законные представители ребенка виновны в неисполнении своих обязанностей, к ним может быть применена мера ответственности в виде лишения родительских прав. Если те же действия они совершили из-за душевного заболевания, то к ним применяется мера защиты, т.е. отобрание детей без лишения родительских прав. Кроме того, при назначении наказания учитывается характер и последствия нарушений прав детей, наличие или отсутствие специальных обязанностей в отношении несовершеннолетнего, причины и мотивы действий взрослых, системность и пр.

Конкретно право детей на защиту своих законных интересов и личности от любых видов эксплуатации и насилия закреплено в Конвенции ООН о правах ребенка, Законе РБ "О правах ребенка", Кодеке РБ о браке и семье, Уголовном кодексе и других нормативных правовых актах следующим образом.

Так, Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятию "жестокое обращение" (ст. 19) и оговаривает необходимость принятие следующих мер:

 

    обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

    защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

      организацию борьбы с болезнями и недоеданием (ст. 24);

   признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);

   защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34) и других форм жестокого обращения (ст. 37);

    оказание помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

 

Закон РБ "О правах ребенка" также утверждает, что "каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия" (ст. 9). К сожалению, на практике дети, страдающие от злоупотреблений особенно со стороны родителей, очень редко обращаются за защитой своих прав. По данным социологических опросов, почти половина (40 %) жертв насилия, в том числе несовершеннолетних, не обращаются в правоохранительные органы из-за неверия в возможность наказать виновного, зависимости жертвы от истязателя. Учитывая эту ситуацию, Закон "О правах ребенка" (ст. 9) обязывает окружающих незамедлительно сообщать о ребенке, попавшем в кризисную ситуацию, в компетентный государственный орган.

Эта же мера закреплена в Кодексе РБ о браке и семье, где детализируется, что защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями или лицами, их заменяющими (ст. 73), а в ряде случаев органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Дети имеют право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или иных лиц, при этом ребенок до 14 лет вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов в Комиссию по делам несовершеннолетних (КДН), органы опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет – в суд. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства должен принять соответствующие меры.

Защита ребенка от различных форм насилия предусмотрена также нормами Кодекса РБ об административных правонарушениях (КРБоАП) и Уголовного кодекса (УК). Согласно этим нормативным актам все антиобщественные действия (бездействия), совершаемые в отношении детей и подростков, можно разделить на следующие 4 условные группы:

    против жизни и здоровья (убийство; доведение или склонение к самоубийству; истязание; умышленное нанесение легких телесных повреждений или побоев; причинение тяжких телесных повреждений и др.);

    опасные для жизни и здоровья (оставление в опасности; заражение венерической болезнью, СПИДом; невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей и др.);

    нарушающие нормальное половое развитие (изнасилование; насильственные действия сексуального характера; развратные действия и др.);

    нарушающие уклад семейных отношений и интересов (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или в антиобщественное поведение; доведение до состояния опьянения; уклонение родителей от содержания детей; злоупотребление правами опекуна или попечителя и др.).

Подчеркнем, что в нашем законодательстве как отягчающее обстоятельство расценивается совершение любого преступления или правонарушения в отношении: а) заведомо малолетнего лица (до 14 лет), б) находящегося в беспомощном состоянии, в материальной или иной зависимости от виновного; а также в) вовлечение лиц до 18 лет в правонарушение или преступление.

 

«Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения,

жестокости и эксплуатации».

 

Принцип 9 Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 года)

 

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, где его любят и заботятся о нем!

 

Не будьте равнодушными!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка для родителей "Безопасный интернет"

 istock 000015898612medium

Памятка для родителей

* расспросите ребенка о его виртуальных друзьях;

заходите в Интернет вместе с Вашим ребенком. Объясняйте что и как там устроено, побуждайте ребенка делиться своими впечатлениями, спрашивать совета;

*попросите ребенка рассказывать вам о любых неприятных ситуациях, связанных с его общением в интернете;

*объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.), использовании он-лайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации;

*запретите ребенку выдавать свои личные данные (адрес, телефон, дорогу, по которой он ходит в школу и прочее);

*пообещайте, что вы не будете сердиться и не запретите пользоваться компьютером, что бы ни случилось;

*расскажите своему ребенку, что многое то, что они могут увидеть или прочесть в сети, не является правдой, не стоит всему безоговорочно верить;

*объясните ребенку, что его виртуальный друг в реальном мире может оказаться не тем, за кого себя выдает;

*контролируйте своих детей в сети с помощью специальных программ. Они помогут вам отделить вредоносное программное обеспечение, понять, какие сайты посещал Ваш ребенок, что он там делал;

*помните, что запрет на пользование компьютером не дает желаемых результатов;

*будьте другом своему ребенку, интересуйтесь его увлечениями и обсуждайте возникающие у него проблемы.

свернуть

Советы психолога родителям подростка

Советы психолога родителям подростка

Главное в общении с подростком – сохранить с ним контакт и доверительные отношения.
Старайтесь быть в курсе его дел (занятий, увлечений, круга друзей, места прогулок), но не устраивайте допросов и избегайте мелочного контроля.

Помните, что в течение двух-трёх лет друзья будут для подростка большим авторитетом, чем родители. Не стоит обижаться. Нужно просто потерпеть, это пройдёт.

Разговаривайте с ребёнком чаще. Будьте вместе. Займитесь общим делом.

Безусловно принимать ребёнка – это значит любить его не за то, что он красивый, умный и так далее, а за то, что он есть.

Можно выражать недовольство поступком, отдельными действиями ребенка, но не ребёнком в целом.

Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства. Волшебные слова мудрого родителя: «Я тебя понимаю. Я вижу, что тебе плохо (обидно, страшно, грустно, ты злишься и т.д.)»

Прикасайтесь к своему ребёнку, чаще обнимайте его.

Берите на себя только те дела ребёнка, которые он не может выполнить сам. Остальное предоставьте ему делать самостоятельно.

Позволяйте ребёнку встречаться с отрицательными последствиями его действий. Тогда он научится отвечать за свои поступки.

Чаще хвалите ребёнка. Похвала принесёт больше пользы, чем критика.

Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Это вызовет только агрессию.

Не оставляйте без внимания любые резкие изменения в состоянии и поведении ребёнка. Может быть, ребёнку нужна помощь специалистов (врача, психолога, психиатра).

Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка.
Правил, запретов не должно быть слишком много.
Правила и требования должны быть согласованы родителями между собой.

Не занимайтесь «воспитанием», когда вы взвинчены, раздражены.
Наказывать ребёнка нужно, лишая его хорошего, а не делая ему плохое.
Главное, чтобы ребёнок знал: что бы с ним ни случилось, он может попросить у вас помощи

Помните: пережитые вместе положительные эмоции – это «золотой фонд» вашей жизни с ребёнком!


Как разговаривать с подростком?

Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа "терпеть не могу", "ты меня извёл", "у меня нет сил", "ты мне надоел", повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны. Ребёнок просто перестает их слышать. 
1. Не разговаривайте с ребёнком между делом, раздражённо, показывая всем своим видом, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься, и обязательно поговорите с ним позже. 

2. Если есть возможность отвлечься хотя бы на несколько минут, отложите все дела, пусть ребёнок почувствует ваше внимание, и заинтересованность.

3. Во время разговора помните, что важны тон, мимика, жесты, на них ребёнок реагирует сильнее, чем на слова. Они не должны демонстрировать недовольство, раздражение, нетерпение.

4. Поощряйте ребёнка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чём он говорит.

5. Поощряйте ребёнка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чём он говорит.
 

 

Для родителей от психологов

 

Как стать идеальным родителем подростка

 

1. Жизнь в семье с подростком похожа на парный танец со сменой ролей. Вы выступаете то в роли ведущего, то в роли ведомого, то в роли авторитета, то в роли «чайника», ничего не понимающего в современной молодёжной субкультуре. Причём роли эти — не маски (главное — ничего не «играть»), а реальная готовность родителя адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации и настроению, гибкая позиция по отношению к мнениям и взглядам собственного ребёнка и уважение к ДРУГОЙ отдельной личности.

2. Вам придётся признать, что период «непререкаемого авторитета родителей» больше никогда не вернётся, поэтому перестаньте командовать и руководить. Это — абсолютно проигрышная стратегия взаимоотношений с любым подростком. Попытайтесь заново «заслужить» былой авторитет. На этом пути необходимо руководствоваться тем, что ребёнок больше не верит абстрактным словам и декларациям, он АНАЛИЗИРУЕТ Ваши действия, стратегии, статус.

3. Попробуйте не только слушать ребёнка, но и наблюдать за его реакциями. Подчас его поза, жесты и мимика лучше говорят о его состоянии, чем привычный вербальный (словесный) подростковый протест. Задавайте себе вопрос: «ПОЧЕМУ он так неадекватно реагирует?», «Что я могу сделать, чтобы сгладить противостояние?». Поверьте, он не хочет бороться, он хочет разобраться и приглашает Вас последовать за ним.

4. Не планируйте конкретного результата «воспитательного воздействия», и не зацикливайтесь на нём. Он всё равно будет другим. Ведь это ПАРНЫЙ танец взаимоотношений (см. п. 1). Вы задумывали одно, а получилось совсем другое — радуйтесь. Ваш ребёнок избавил Вас ещё от одного стереотипа. Таким образом, он способствует Вашему личностному росту, провоцируя спонтанность реакции.

5. Помните, что одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске, порой не очень оправданном, продиктованном желанием самоутвердиться. Если Вы ещё этому не научились, время пришло. Не бойтесь рисковать вместе с ребёнком, но на своей территории. Чем более настойчивы и находчивы Вы будете в своём желании опробовать НОВЫЕ способы взаимодействия с ребёнком, тем скорее Вы начнёте говорить с ним на одном языке. Главное, сделать так, чтобы подросток не переставал удивляться Вашей изобретательности.

6. Сохраняйте чувство юмора и пытайтесь передать ребёнку хотя бы небольшую часть своего оптимизма. Дело в том, что все происходящие с ним изменения как физические, так и духовные, Ваш подросток воспринимает очень трагично. Если Вы сами тоже начинаете застревать на анализе и разборе детских проблем и перспектив их разрешения, то ситуация дома становится похожей на непрерывное производственное совещание. Для того, чтобы лучше увидеть ситуацию, отстранитесь от неё и попробуйте посмотреть на неё с изрядной долей юмора. «Большое видится на расстоянии», желательно с более лёгких и оптимистичных позиций. Не стоит шутить над эмоциями подростка, гораздо эффективнее иронизировать над самой ситуацией. Шутка поможет немножко разрядить обстановку.

7. Старайтесь «фильтровать» информацию, поступающую к Вам из СМИ и литературы по проблемам подросткового возраста. Во-первых, она сама далека от идеала в плане глубины анализа. Во-вторых, хорошим тоном публикаций последних лет стали «страшилки». Поверьте, что далеко не всё, что Вы прочли, относится именно к Вашему ребёнку. Попробуйте, как бы, примерить прочитанное на него, и Вы увидите, что «костюмчик» не всегда приходится впору. Далеко не все «ужастики», которые случаются с подростками, обязательно должно произойти с Вашим ребёнком.

8. Вспомните о тех семейных ценностях и традициях, которые существуют в Вашей семье. Проанализируйте, что из этого багажа стало общим для Вас и Вашего ребёнка, а где проходит очевидный водораздел. Это будет сопоставление и сравнение двух точек зрения на извечный ценностный вопрос: «Что такое хорошо, и что такое плохо?». Морально-нравственные и этические ценности нельзя механически передать, а уж, тем более, навязать, они формируются и становятся своими или остаются чужими в период всего детства. И если, какие-то, очень значимые для вас ценностные ориентиры, оказались для ребёнка в списке чужих, не хватайтесь за голову и не «пилите». Подумайте, не как рассказать и продекларировать, а как показать и убедить в преимуществах того или иного качества или свойства. Проанализируйте, что бы могли Вы позаимствовать у ребёнка, чему могли бы поучиться.

9. Одно из главных стремлений подростка — стремление к самостоятельности. Но самостоятельность предполагает полную ответственность за себя и посильную за жизнь семьи. Основная проблема заключается в том, что подросток стремится к ответственности только там, где она ему выгодна. Ваша же задача научиться делиться своей ответственностью с ним и в других «маловыгодных», на первый взгляд, областях. Вам необходимо дать ему понять, что всё, что происходит в его жизни и в жизни семьи, происходит теперь не только благодаря Вам или по Вашей вине, как это было в раннем детстве, но и благодаря/вопреки его действиям.

10. Подросток — не глина, да и Вы — не скульптор. К сожалению, Вам не под силу вылепить скульптуру «идеального» ребёнка, воплощающую все Ваши устремления, мечты, фантазии и амбиции, из реального сына или дочери. У него -совсем другое «идеальное Я». Ваша цель — помогать ему меняться и взрослеть, исходя из его реальных устремлений и целей.

11. Помогайте ребёнку сделать конкретные шаги к его целям. Это — очень важно для самоопределения. Поскольку в подростковом возрасте цели глобальны, а возможности ещё немножко отстают, то его «идеал» так и может остаться в области мечтаний о несбыточном. Помогите ребёнку поверить в свои силы, и, если это необходимо, разработайте вместе стратегию достижения результата. Помните, что ведущая роль в подобной работе и ответственность за неё принадлежит ему, Вы — лишь «аксакал», способный поделиться собственным опытом по запросу ребёнка.

12. Подростковый период — это настолько интенсивный этап изменений в жизни ребёнка, что он поглощает его целиком. Дайте возможность подростку почувствовать непрерывность жизни и непрерывность изменений и саморазвития, а данный этап лишь как ещё одну, возможно, самую сложную и реальную, ступеньку к взрослой жизни. Покажите взаимосвязь и взаимовлияние детского жизненного опыта (прошлого), бурных изменений (настоящего), и самоопределения (будущего), ведь жизненный сценарий — это результат, объединяющий в себе все компоненты.

13. Научите ребёнка не бояться собственных ошибок и относиться к ним как к, возможно, не самому приятному, опыту для последующего анализа. Банальное: «не ошибается только тот, кто ничего не делает» помогает это осознать. Желательно показывать опыт «падений и взлётов» на примерах из собственной жизни и жизни других значимых для ребёнка людей, а не на постоянном проговаривании и бесконечном «разборе его полётов».

14. Обратите внимание подростка на то, что любому человеку свойственны внутренняя противоречивость, неоднозначность, конфликт желаний и мотивов поведения. Понятия добро/зло, неудачник/победитель, свобода/зависимость, воля/безволие, правда/ложь и т.д. подчас бывают столь относительны, неоднозначны и непостоянны, что каждая новая ситуация и в жизни взрослого человека требует их проверки, анализа, а иногда и полного пересмотра. Тогда с ними уже легче справиться, поскольку из ряда уникальных и личностных проблем они переходят в ранг универсальных. Позиция «все через это проходят» гораздо меньше уязвима и более защищена, чем позиция «я такой непоследовательный».

15. Самопознание — прерогатива любого думающего и чувствующего человека, независимо от того, каков его возраст и статус. Связанные с этим чувства и эмоции, впервые возникшие — это только отправная точка, точка отсчёта на этом долгом, сложном, но таком захватывающем пути.

свернуть
поделиться в: