РУС БЕЛ ENG

Воспитательная работа

Для ознакомления, в рамках мероприятий, посвященных Году народного единства и патриотическому воспитанию молодежи, предоставляются фильмы "Рана на теле Беларуси" и "Три дня свободы"

 

 

 

Логотип работает как прямая ссылка на сайт.

Пожалуйста, нажимайте!

ГЕРОИ БЕЛАРУСИ

Звание "Герой Беларуси" – высшая степень отличия и государственная награда Республики Беларусь за исключительные заслуги перед государством и обществом, связанные с подвигом, совершенным во имя свободы, независимости и процветания Республики Беларусь.
Звание введено Законом "О государственных наградах Республики Беларусь" от 13.04.1995. Звание присваивается Президентом Республики Беларусь только один раз. Награждение может быть произведено посмертно. Героями Беларуси могут стать не только граждане Беларуси, но и иностранные граждане или лица без гражданства.
Лицам, удостоенным звания "Герой Беларуси", вручается знак особого отличия – медаль Героя Беларуси.

Медаль Героя Беларуси носится на левой стороне груди над орденами и медалями.

 

В настоящее время звания "Герой Беларуси" удостоены 13 граждан Республики Беларусь:

Карват Владимир Николаевич, начальник воздушно-огневой подготовки 61-й истребительной авиационной базы Западного оперативно-тактического командования Военно-воздушных сил, подполковник. Указ № 484 от 21 ноября 1996.

Мариев Павел Лукьянович, генеральный директор производственного объединения БелАЗ. Указ № 360 от 29 июня 2001.

Дубко Александр Иосифович, председатель Гродненского облисполкома. Указ № 361 от 30 июня 2001.

Карчмит Михаил Александрович, председатель правления коллективного предприятия - агрокомбината «Снов» Несвижского района. Указ № 362 от 30 июня 2001.

Кремко Виталий Ильич, председатель сельскохозяйственного коллективного предприятия «Октябрь» Гродненского района. Указ № 362 от 30 июня 2001.

Высоцкий Михаил Степанович, генеральный директор Научно-инженерного республиканского унитарного предприятия «Белавтотракторостроение» Национальной академии наук Беларуси. Указ № 135 от 1 марта 2006.

Прокопович Петр Петрович, Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь. Указ № 135 от 1 марта 2006.

Ревяко Василий Афанасьевич, председатель сельскохозяйственного производственного кооператива «Прогрес – Вертелишки». Указ № 135 от 1 марта 2006.

Савицкий Михаил Андреевич, руководитель государственного учреждения культуры «Творческие академические мастерские живописи, графики и скульптуры». Указ № 135 от 1 марта 2006.

Филарет (Вахромеев Кирилл Варфоломеевич), Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Указ № 137 от 1 марта 2006.

Домрачева Дарья Владимировна, спортсмен-инструктор национальной команды Республики Беларусь по биатлону, заслуженный мастер спорта Республики Беларусь. Указ № 66 от 17 февраля 2014.

Ничипорчик Андрей Владимирович, командир учебно-боевого авиационного звена учебно-боевой авиационной эскадрильи 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны Вооруженных Сил, майор. Указ № 457 от 24 ноября 2021. 

Куконенко Никита Борисович, летчик учебно-боевого авиационного звена учебно-боевой авиационной эскадрильи 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны Вооруженных Сил, лейтенант. Указ № 457 от 24 ноября 2021.

Виртуальные экскурсии

ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕИ

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ​

СОБЕРИ В СВОЕМ СЕРДЦЕ БЕЛАРУСЬ​

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК  "БЕЛОВЕЖСКАЯ ПУЩА"​

​ИСКУССТВО БЕЛАРУСИ

​ФОТОЭНЦИКЛОПЕДИЯ БЕЛАРУСЬ

​           Наша Беларусь

 

Задачи экскурсионной деятельности:

  • Развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся.
  • Повышение их образовательного уровня.
  • Повышение культурного уровня учащихся.
  • Воспитание патриотических чувств к Отечеству.
  • Расширение и развитие общего кругозора  учащихся.
  • Показать, что люди являются лицом города, страны, творцами его внутренней и внешней жизни.
  • Привить навыки исследовательской и практической работы по сбору и систематизации материалов об изучаемом объекте.
  • Формирование потребности саморазвития.

Нормативная правовая база

 Деятельность учреждений образования с обучающимися при организации туристско-экскурсионной работы должна проводиться в соответствии с законодательством:

1. Кодексом Республики Беларусь об образовании;

2. Законом Республики Беларусь «О туризме»;

3. Директивой Президента Республики Беларусь № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;

4. Государственной программой развития туризма в Республике Беларусь;

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров» с дополнениями и изменениями № 1087 (Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Правила автомобильных перевозок пассажиров»);

5. Концепцией непрерывного воспитания детей и молодежи, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь;

6. Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь;

7. Инструкцией об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 35а.

 

Перечень норматиных правовых документов 

1. Приложение к письму Министерства образования Республики Беларусь  от 17.06.2015 № 10-01-28/230

2. Особенности пересечения границы несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь

3. Инструкция об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях

Государственная символика Республики Беларусь

   Как суверенное государство Республика Беларусь имеет свои государственные символы - Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн. Начиная с 1917 года в Беларуси неоднократно менялись Государственный флаг и Государственный герб. Однако, несмотря на имеющиеся отличия, все варианты государственной символики имели схожую основу, что позволяет говорить об их исторической преемственности.

Государственный флаг

  Государственный флаг Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней - красного цвета в 2/3 ширины флага и нижней - зеленого цвета в 1/3. Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине - 1:2. Флаг крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет.

   Государственный флаг постоянно поднят на зданиях органов власти и некоторых государственных учреждений, устанавливается в служебных кабинетах руководителей данных органов (учреждений), в школах, на избирательных участках, вывешивается во время различных торжественных мероприятий. При одновременном поднятии или установлении Государственного флага Республики Беларусь и флага другого государства Государственный флаг Республики Беларусь должен быть поднят или установлен с правой стороны, а флаг другого государства - с левой, если стать лицом к ним. Граждане могут вывешивать Государственный флаг как внутри, так и снаружи помещений во время народных, трудовых, семейных праздников и в другие памятные дни. При этом обязательным условием является соблюдение уважения к Государственному флагу как символу государства. Государственный флаг Республики Беларусь, изготовленный в настольном варианте, может быть установлен в помещениях, используемых организациями и гражданами Республики Беларусь. Более подробно с тем, где может размещаться Государственный флаг, можно ознакомиться в главе 2 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. №301-З "О государственных символах Республики Беларусь".

Государственный герб Республики Беларусь

  Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь. Он представляет собой размещенный в серебряном поле золотой контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева - цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова "Рэспубліка Беларусь".

  Изображение Государственного герба размещается на зданиях органов власти и ряда государственных учреждений, внутри служебных кабинетов их руководителей, а также на печатях данных органов, на монетах, паспортах граждан Республики Беларусь. В отличие от Государственного флага, Государственный герб имеет более официальное значение, поэтому не предусматривается возможность его свободного использования гражданами. В частности, запрещается его размещение на визитных карточках лиц, не являющихся государственными служащими. При одновременном размещении Государственного герба Республики Беларусь и герба административно-территориальной единицы либо территориальной единицы Республики Беларусь Государственный герб Республики Беларусь должен располагаться с левой стороны от другого герба, если стать лицом к ним. При одновременном размещении нечетного числа гербов Государственный герб Республики Беларусь должен располагаться в центре, а при размещении четного числа гербов (более двух) - левее центра. Более подробно с тем, где может размещаться Государственный герб, и имеющимися ограничениями можно ознакомиться в главе 3 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. №301-З "О государственных символах Республики Беларусь".

Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в торжественных случаях, перечень которых закрепляется в законодательстве. Государственный гимн имеет своих авторов - музыку к нему написал белорусский композитор Н.Ф.Соколовский, а слова - белорусские поэты М.Н.Климкович и В.И.Каризно. Прослушать Государственный гимн

  Государственный гимн исполняется в начале и в ряде случаев в окончании важных государственных и общественных событий, в том числе при вступлении Президента Республики Беларусь в должность - после принесения им Присяги. Граждане могут исполнять (прослушивать) Государственный гимн во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к нему. В качестве знака выражения уважения к Государственному гимну при его официальном исполнении присутствующие слушают его стоя (мужчины - без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, - в соответствии с законодательством). Более подробно с тем, в каких случаях исполняется и может исполняться Государственный гимн, можно ознакомиться в главе 4 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. №301-З "О государственных символах Республики Беларусь".

Гражданско-патриотическое  воспитание  учащихся -   основное  направление  идеологической  работы 

Государственная символика Республики Беларусь

Интерактивная платформа патриотического воспитания/

Областная интерактивная платформа патриотического воспитания «Патриот.by»  http://centers.by/ipat.

ИзображениеПАТРИОТ.BYИнформационный ресурс системы взаимодействия молодежи Республики Беларусь Изображение

Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Родины. В процессе развития человек постепенно осознает свою принадлежность к коллективу, классу, школе, народу, Родине. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином страны.

    Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из определяющих понятий которого является идеология.

    Сегодня в республике большое внимание уделяется работе детских общественных объединений. Задача педагогов школы – спланировать такие формы работы, которые вызовут интерес у ребят, и тогда вступление в ряды БРПО и БРСМ, будет происходить по инициативе самих ребят.

    Очень важно, чтобы сформированные активы детских общественных объединений являлись помощниками во всех районных и общешкольных мероприятиях, различных акциях.

    Именно в школьном возрасте наиболее целесообразно приобщение детей к патриотизму и гражданственности.

    Формированию гражданственности и патриотизма у учащихся во многом способствуют воспитательные мероприятия, посвященные Дню призывника, Дню воина-интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы и Дню независимости

   В годовом планировании воспитательной работы школы, в направлении «Гражданско-патриотической воспитание» предусматриваются различные формы и методы для достижения вышеназванных целей. Формирование патриотических ценностей у современного школьника должно быть целенаправленным и адресным процессом, главная цель которого – моральная и психологическая подготовка к защите Отечества, служению ему. Так как именно на основе патриотических ценностей можно воспитать ответственную, мужественную, духовно-развитую личность. Воспитательные мероприятия патриотического характера способствуют не только формированию патриотических понятий, но и совершенствованию интересов и идеалов. Учащиеся составляют то ядро, которое будет формировать будущее нашей республики, развивать идею белорусской государственности.

    Гражданско-патриотическое  воспитание должно ориентироваться не только на любви к Родине, но и веры в себя, в собственные силы, в великие свершения наших отцов и дедов. Это любовь к каждому уголку и каждому гражданину нашей многонациональной Беларуси. Воспитывать ребят надо на победах, а не поражениях, на созидании, а не на разрушении.

    Задачи воспитания юных граждан Республики Беларусь значительно расширились. Акценты переместились в область гражданско-патриотического и идейно-нравственного воспитания. Таким образом, воспитание гражданина и патриота находится в центре формирования воспитательного пространства учебного заведения.

    Воспитательная работа по гражданско-патриотическому направлению будет считаться эффективной, если учащиеся овладеют знаниями истории Беларуси, современно-экономической, социально-политической культурной жизни общества. Если у них будет развито чувство гордости за свою страну – Республику Беларусь, а идейно-политическое сознание, информационная и правовая культура будут на высоком уровне. Ребята в полной мере должны овладеть знаниями конституции, символики Республики Беларусь, стремиться отстаивать свои идеалы, сформировать активную жизненную позицию, участвовать в жизни класса, школы, деятельности ОО «БРСМ» и БРПО.

    Человек лишенный патриотических чувств является чужаком в своем Отечестве. Активно-деятельная форма проявления патриотизма - это конкретная деятельность на благо Отечества, служение интересам народа. Патриотическая деятельность разнообразна в своих проявлениях: защита Отечества; умение ставить интересы Отечества выше частных интересов; готовность прийти стране на помощь; добросовестный труд; служение Родине. Патриотизм сегодня выступает в качестве духовной основы по возрождению Беларуси.

Формы и методы воспитательной работы, формирующие рост ценностей по гражданско-патриотическому воспитанию

    Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание. Поставленная на современном этапе перед школой задача гражданско-патриотического воспитания предполагает не только формирование веры и убеждений, но и претворение теоретических предложений в конкретные дела. В связи с этим, в последнее время активизировался поиск новых методов и форм организации процесса непрерывного воспитания. Непрерывное воспитание учащихся определяет основные условия эффективности гражданско-патриотической работы в учреждении образования: профессионализм, высокий уровень идейной убежденности педагогов. Для её эффективного решения от школы требуется создание целостной системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся. Организация воспитательного процесса испытывает некоторые трудности, связанные с малочисленными методическими разработками, организацией и планированием гражданско-патриотической работы. Перед учреждением образования стоят следующие цели и задачи.

    Цель: прививать учащимся любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формировать основы национального самосознания.

    Для достижения цели по гражданско-патриотическому воспитанию школа решает следующие основные задачи:

Задачи:

  • изучение истории своего края;
  • воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;
  • развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;
  • создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.

Правильное определение цели и задач гражданско-патриотической работы помогает выбрать оптимальные методы и формы организации воспитательных мероприятий:

Формы:

  • конкурсы рисунков, песен, стихов, сочинений            
  • поисково-исследовательская работа
  • акции
  • инсценировки
  • уроки мужества

Методы: беседы, просмотр видеофильмов, экскурсии.

    Современный мир требует новых воспитательных подходов, способных развивать чувство гражданского долга, любви к Родине, уважению к историческому прошлому. 

Работа классного руководителя

 в гражданско-патриотическом воспитании

    Формированию у детей и молодежи чувств гражданственности и патриотизма помогают созданные в школе молодежные и детские общественные объединения БРПО и ОО «БРСМ». 

    Молодёжные организации сегодня должны быть пронизаны духом настоящего содружества детей и взрослых. Мы должны помочь стать нашим ребятам настоящими организаторами “новых интересных и полезных дел”. Если мы выработаем чёткую систему работы наших первичных организаций, научим наших ребят дружить и дорожить дружбой, быть добрыми, честными, не бояться трудностей, смело идти вперёд, протянуть вовремя руку помощи человеку, родной природе, Отечеству, то сможем решить главную задачу - помочь стать достойными гражданами своей страны. В противном случае мы не сможем противостоять попыткам некоторых взрослых использовать имя пионера, как что-то прошлое и давно забытое.

    Героические события истории Беларуси, достижения страны в области политики, экономики, культуры и спорта создают реальные предпосылки для проведения мероприятий по патриотическому и гражданскому воспитанию.

    Поэтому в школе используются такие формы гражданско-патриотического воспитания, как тематические беседы, уроки мужества, воинской славы, мира, встречи с ветеранами войн и Вооруженных сил РБ, а также акции, месячники, концерты, поздравления ветеранов, лектории, фестивали, спортивные праздники, игровые программы. Они направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества учащихся, оказывают помощь и поддержку на этапе становления личности подростков, формированию патриотизма. Очень важно отметить развитие проектной деятельности, которая способствует развитию самостоятельности учащихся, интеллектуально-творческих способностей, формированию социально-значимых качеств. 

    Говоря о взаимодействии педагога-организатора с классными руководителями и детскими классными коллективами важно сказать о создании положительного психологического климата и активной воспитательной среды в школе, которые включают в себя:

  • сохранение школьных традиций: приглашение ветеранов на классные часы, поздравления их с праздниками, оказание посильной помощи.
  • развитие творчества, которое проявляется в подготовке ярких мероприятий.
  • поддержка ученической самодеятельности и самоуправления, творческой инициативы и направление их в нужное русло.
  • участие классных руководителей в разнообразных школьных делах.

    При планировании различных мероприятий учитываются интересы ребят, не забывая о том, что каждый класс это уже отряд октябрят, пионеров или же ячейка членов БРСМ.

    Ребятам неинтересны сухие и скучные внеурочные мероприятия. Они предполагают отдых от учебы, чтобы ребята могли не только получить какие-то воспитательные моменты, но и развлечься. Все мероприятия мы проводим в игровой форме, в форме конкурсов, брейн-рингов, КВН-ов. По окончании мероприятий ребята выпускают газеты, коллажи и т.д.

    Мы должны научить наших ребят учиться и отдыхать достойно, интересно и с пользой для них и для общества. 

Роль сохранения традиций в гражданско-патриотическом воспитании 

    Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле, воспринимаемые в качестве родной естественной и привычной среды обитания человека.

    Уже в детском саду дети через фольклор и живопись знакомятся с жизнью и историей своего народа. В белорусском фольклоре сочетается слово, музыкальный ритм напевность. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, оно развивает и воспитывает чувства. Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная разнообразная деятельность. Танцевальные игры, хороводы, праздничные гулянья предоставляют огромное поле для деятельности в этом направлении.

    В фольклоре собраны вся жизнь и история белорусского народа, обычаи и обряды наших предков, которые сегодня могут широко использоваться в жизни. С помощью традиционных фольклорных танцев дети приобщаются к культуре своего народа. Элементы фольклора используются на уроках хореографии. Во внеурочное время ребята посещают спектакли, концерты, выступления фольклорных коллективов. На примере народных обычаев и обрядов наших предков на уроках хореографии мы показываем насколько важна роль фольклора в воспитании нынешнего поколения. Чтобы вырастить достойных людей, необходимо воспитывать их патриотами, для того чтобы воспитать патриотичность в современных детях, нужно с детства рассказывать о прошлом, об истории нашего края. Народ, забывший свой язык, историю и обычаи, исчезнет без следа. Фольклор на уроках хореографии является важнейшим способом не допустить

    Достижение целей гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться через взаимодействие школы, семьи и социума, что способствует формированию устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, основных правах и обязанностях детей и учащихся, их социальных связях и отношениях.

 В школе планирование и организация гражданско-патриотического воспитания осуществляется таким образом, чтобы идейная направленность, проблематика, содержание воспитательных мероприятий, информационных часов носили опережающий характер, содействовали развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей учащихся.

      В настоящее время ведется поиск новых технологий создания благоприятных условий для социализации учащихся, воспитания гражданских и патриотических чувств. 

Поезд Памяти 2024

 

⚡️Объявляется отбор на «Поезд Памяти -2024» 🚂🚋🚃🚋🚃🚋🚃 для десятиклассников из Беларуси😀

1 февраля 2024 года стартует первый этап Республиканского конкурса «Я патриот своей страны» ❤️💚

Требования к участникам и работам, порядок их предоставления, сроки проведения читайте в положении о конкурсе (https://nchtdm.by/files/2024/polozhenie_ya_patriot_svoej_strany.pdf).

Конкурс проводится в четыре этапа и включает следующие задания:
✅ Портфолио
✅Визитная карточка
✅Эссе «О той весне…»

Для участия в отборе приглашаются десятиклассники:

👉достигшие высоких показателей в учебной, общественной, спортивной, волонтерской деятельности;
👉лидеры ученического самоуправления;
👉активисты общественных организаций;
👉обучающиеся военно-патриотических и кадетских классов;
👉воспитанники военно-патриотических клубов;
👉члены молодежных парламентов;
👉участники проекта «Пост Памяти».