РУС БЕЛ ENG

Советы психолога

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Как разрешать воспитательные конфликты в семье?

 

Для разрешения конфликта надо знать, что конкретно значимо в нем для ребенка и для родителей. Затем, остудив свои эмоции, надо спокойно выработать тактику поведения. Например, ребенок вырвал из дневника лист с замечаниями учителя. Анализируем. Ребенок совершил проступок: он обманул родителей, скрыв от них замечания учителя, вероятно негативного характера. Он сделал это из-за боязни быть наказанным, непонятым, из-за нежелания быть униженным и несостоятельным в их глазах, тревоги за свои отношения с ними. Если в этой ситуации родители не доверяют ребенку, не понимают его переживаний, не оберегают его от душевных и физических травм, не самокритичны, они скорее всего выберут в этой конфликтной ситуации стратегию соперничества. Эта стратегия самая непродуктивная. Ребенок, получивший двойное наказание за замечание учителя, за обман и порчу дневника, еще больше будет бояться подобного случая. А поскольку у него проблемы с поведением и успеваемостью, то он не застрахован от новых записей в дневнике. Следовательно, он будет вынужден снова и снова использовать испытанный способ самозащиты. Если при тех же отношениях с ребенком родители просто уйдут от конфликта, не будут придавать значения проступку, тем более что подобные вещи уже совершались ребенком, проступок, несомненно, повторится. Для ребенка такая реакция родителей весьма желательна. Родители могут приспособиться к ситуации: слегка пожурить ребенка, а затем при нем отчитать учительницу, которая без конца беспокоит своими записями. Чаще сего эту стратегию принимают родители, которые либо гиперопекают ребенка, либо безразличны к его проблемам. Такое поведение родителей самое желательное для ребенка, но его проступки через некоторое время могут повториться вновь. Очевидно, самой перспективной позицией в конфликтной ситуации является ее совместное обсуждение с ребенком – выявление его желаний, переживаний, мотивов поведения – и совместное принятие решений. В данной ситуации ребенок прежде всего должен получить гарантии того, что его выслушают и попытаются понять. Преодоление трудностей в общении с ребенком

Поведение ребёнка: Ноет, шумит, встревает в разговор, не слушает.

Цель, которую преследует ребёнок: привлечь к себе внимание.

Реакция родителей: Раздражаются. Ответ ребёнка на реакцию взрослых: Прекращает на время, затем снова начинает.

Рекомендации: 1. Игнорировать 2. Акцентировать внимание на хорошем поведении 3. Задать вопрос: "Может ты хочешь, чтобы я обратил(а) на тебя внимание?"

Поведение ребёнка: отказывается делать то, о чём его просят.

Цель, которую преследует ребёнок: показать, что имеет власть над другими.

Реакция родителей: начинают сердиться, пытаются использовать свою власть, заставляют.

Ответ ребёнка на реакцию взрослых: упрямится, усиливает неповиновение.

Рекомендации: 1. Избегать конфликтов 2. Стремиться объяснить неправильность поведения 3. Не выказывать свой гнев

Поведение ребёнка: Вредит, оскорбляет, не слушает доводов родителей.

Цель, которую преследует ребёнок: Отплатить, отомстить, взять реванш.

Реакция родителей: Чувствуют гнев, обиду. Ответ ребёнка на реакцию взрослых: Стремится отплатить ещё больше.

Рекомендации: Не показывать обиду

Поведение ребёнка: Требует помощи, стремится доказать своё неумение.

Цель, которую преследует ребёнок: Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Реакция родителей: Соглашаются, что ребёнок ни на что не способен. Ответ ребёнка на реакцию взрослых: Остается беспомощным

Рекомендации: Поверить в способности ребёнка, дать понять, что в него верят.

Пути преодоления конфликта между родителями и подростком Порой родители подавляют желания подростка, и он вынужден отступить, подчиниться, затаив обиду на взрослых, порой родители уступают подростку, испытывая чувства возмущения, бессилия и обиды. Оба эти метода не лучше, хотя бы потому, что кто-то неизбежно оказывается в проигрыше. Но возможен и беспроигрышный вариант, который воплощает поиск решения, удовлетворяющего потребности обеих сторон – и родителей, и ребёнка.

 

Поиск решения достигается при помощи особой методики – «пять шагов».

Первый шаг

Определение проблемы. Здесь необходимо выяснить причины неприемлемого поведения ребенка или взрослого. С этой целью полезнеевсего внимательно его выслушать, а затем сообщить ему о своих потребностях и переживаниях.

Второй шаг

Поиск возможных вариантов решения. Искать их надо вместе. Сначала полезно перебрать все приходящие в голову варианты, даже если они, на первый взгляд, кажутся непригодными. Это может быть своеобразный «мозговой штурм», когда предлагается любая идея и ни одна не критикуется.

Третий шаг

Обсуждение и оценка предложенных вариантов решения. Исходный принцип здесь один; должны быть удовлетворены потребности обеих сторон – и ребенка, и взрослого.

Четвёртый шаг

Выбор лучшего решения. При этом нужно задавать друг другу вопросы: «Если мы используем эту идею, что получится? Будет ли каждый доволен? В чем ошибка этого варианта решения?»

Пятый шаг

Определить, как выполнить это решение: что надо сделать. Шестой шаг Оценка, насколько хорошо намеченный способ действия разрешает проблему. При этом полезно спросить друг друга: «Исчезла ли проблема? Вы довольны тем, что мы сделали?

 

свернуть

Как говорить со своим ребёнком о СПИДе?

 

1 декабря – всемирный День борьбы со СПИДом! СПИД – чума 21 века, лекарство от которого еще не изобрели.

Как говорить со своим ребёнком о СПИДе? Почему вы должны говорить о СПИДе со своим ребенком?

 

Как говорить со своим ребенком о СПИДе? Как бы ни было сложно обсуждать ВИЧ и СПИД с ребенком, делать это необходимо. Подавляющее большинство школьников младших классов уже слышали об этой проблеме. Хотя дети узнают о существовании СПИДа достаточно рано, их представления больше похожи на фильм ужасов, чем на реальные факты. У вас есть возможность прояснить для них этот вопрос. Разумеется, для этого вам придется сначала узнать информацию о ВИЧ и СПИДе самим, что, впрочем, тоже будет нелишним. Разговор о СПИДе станет основой для разговора о безопасности поведении в отношении ВИЧ, а, следовательно, поможет защитить вашего ребенка, когда он вырастет.

 

Обсуждая сложные вопросы. Нашим детям предстоит жить в мире, где есть эпидемия СПИДа. Говорить на подобную тему с ребенком нелегко, также как нелегко говорить о сексе, алкоголе, насилии. Многие родители сомневаются, можно ли в принципе обсуждать такие вопросы с детьми. Возможно, так считаете и вы. Возможно, вам кажется, что разговоры о нежелательных явлениях только повредят ребенку. Однако ребенок живет не в вакууме. Когда он смотрит телевизор, читает журналы и общается с друзьями, он получает разную, зачастую неверную, информацию. Многие родители не только отказывают своим детям в достоверной информации, но и лишают себя возможности сделать так, чтобы эта информация соответствовала тем моральным и нравственным принципам, которые они хотят привить своим детям. Не следует забывать, что каждый ребенок (как и родитель) уникален, и только вы сами можете выработать стратегию, идеально подходящую именно вашему ребенку.

 

Начинайте рано. Детям приходится слышать о проблемах с самого раннего возраста, задолго до того, как они становятся способны их понять. Многочисленные исследования и наблюдения экспертов говорят о том, что маленькие дети обращаются за информацией в первую очередь к родителям.

Когда же ребенок вырастает в подростка, ему становится важно почувствовать свою независимость, и за советом он предпочтет обратиться к друзьям или литературе. У родителей есть уникальная возможность, которой нет ни у учителей, ни у воспитателей. Они могут стать первыми, кто заговорит с ребенком о данной проблеме, и когда он вырастет, никто уже не сможет ввести его в заблуждение неправильной информацией или отсутствием тех ценностей, которые вы хотите привить ребенку.

Постарайтесь не упустить момент, начинайте обсуждать с детьми проблемы ВИЧ и СПИДа (а также говорить о сексе, насилии, наркотиках и алкоголе) с раннего возраста и уделяйте этому столько времени, сколько необходимо.

 

Начинайте разговор сами. Мы можем ждать, пока ребенок сам обратится к нам с вопросами и тревогами, и тем самым любезно даст нам возможность затронуть эту тему, но маловероятно, что это действительно произойдет. Нет ничего страшного в том, чтобы заговорить с ребенком о СПИДе самостоятельно. Телевидение и фильмы постоянно дают нам прекрасные поводы для этого. Ваша двенадцатилетняя дочка посмотрела сериал, в котором молодая героиня забеременела? Можно спросить ее, что она думает о сюжете. Заодно можно выяснить, как она относится к поведению, которое может привести к нежелательной беременности. Один или два вопроса могут привести к ценной беседе, которая возможно, окажет влияние на всю дальнейшую жизнь девочки. Естественно, разговаривая с ребенком, нужно использовать только те слова, которые он сможет понять. Если вы объясняете шестилетнему малышу, что такое СПИД, то употребление таких слов как «путь передачи» или «лимфоциты» вряд ли облегчат вашу задачу. Лучший выход: заранее составьте словарь коротких слов и прямых объяснений.

Родителям, у которых несколько детей, следует говорить с ними по отдельности, даже об одном и том же предмете. Почему? Дети разного возраста находятся на разных стадиях развития, что означает, что им нужен разный объем информации, они имеют разный словарный запас и их интересуют разные вопросы. Более того, старший ребенок будет доминировать в дискуссии, и младший так и не сможет высказаться.

 

Открытие знаний требует открытости. Дети хотят, чтобы взрослые обсуждали с ними сложные вопросы. Тем не менее, ребенок обратится с вопросом только, если чувствует, что может это сделать. Только родители могут создать атмосферу открытости, в которой ребенок может задать любой вопрос о любом предмете, не боясь последствий. Как именно создать такую атмосферу? Начать следует с поддержки, понимания и поощрения. Например, если Ваш ребенок спросил: «Сколько людей в мире болеют СПИДом?», постарайтесь не отвечать: «Не знаю, доедай обед». Даже если вы очень заняты, вы всегда можете ответить: «Это интересный вопрос, но я не знаю. Давай попробуем выяснить». Не следует беспокоиться насчет того, что ребенок потеряет уважение к Вам, если поймет, что Вы не знаете всего на свете. Это не так. Дети поймут и «я не знаю», и «давай выясним» - для них такой ответ гораздо лучше тех отговорок, которые родители так любят предлагать вместо ответа.

Одно замечание: не обязательно отвечать на все вопросы сразу же. Если ребенок десяти лет спрашивает: «Мам, а что такое презерватив?», пока Вы ведете машину по оживленной улице, нормально, если Вы ответите: «Это очень важный вопрос. Но я не могу обсуждать его и вести машину одновременно. Лучше поговорим об этом после ужина». Главное, не забудьте сделать так, как сказали.

 

Ребенок не услышит тех, кто его не слушает. Взрослые часто слишком заняты и не имеют возможности выслушать детей. Однако Ваш ребенок испытывает потребность во внимании. Чувствуя, что его внимательно слушают, ребенок начинает лучше к себе относиться. Если ребенок знает, насколько он важен для Вас, ему будет проще обратиться к Вам с вопросом.

Иногда трудно сразу понять, что именно хочет знать Ваш ребенок. Многим детям сложно ясно сформулировать свой вопрос, и в результате мы, родители, говорим сами с собой, только смущая и запутывая ребенка. Например, Ваш маленький ребенок спрашивает, что такое «травка». Прежде чем отвечать, спросите его, как он сам понимает это слово. Если он отвечает: «Я думаю, что это такая трава, которую едят, когда веселятся», то Вы уже будете знать, как лучше построить свой ответ. Если Вы внимательно прислушаетесь к реакции ребенка на Ваши слова, Вы сможете понять, когда разговор стоит завершить. Предположим, девятилетний ребенок задает вопросы о СПИДе. Если он внезапно говорит: «Ну, я пойду, поиграю», значит, остальную часть беседы следует отложить на потом.

 

Говорите прямо. Детские представления о СПИДе часто бывают пугающе неправильными. Важно как можно раньше развеять все заблуждения. Например, восьмилетняя девочка, играя во дворе, разбивает коленку, а другой ребенок говорит ей, что теперь она может заболеть СПИДом. Родители могут объяснить ей: «Нет, ты не заболеешь СПИДом, его вызывает ВИЧ, а ВИЧ не может проникнуть в организм, если просто разбить коленку. Это может произойти только, если кровь человека с ВИЧ попадает в кровь человека без ВИЧ. Понимаешь?» И не забудьте, что к подобному разговору придется возвращаться в будущем. Одна беседа не сможет сформировать у ребенка четкое представление по такому сложному вопросу.

 

Помогите ребенку уважать себя. Хвалите ребенка почаще. Ставьте перед ним задачи, с которыми он в состоянии справиться, и поддерживайте его интерес. Это повышает самооценку ребенка, которая пригодится ему в будущем, когда ему придется столкнуться с давлением среды. Ведь подростки часто употребляют наркотики или слишком рано начинают сексуальную жизнь именно из-за влияния окружающих. Чем лучше ребенок относится к себе самому (что в первую очередь зависит от родителей), тем меньше вероятность рискованного поведения.

 

Безопасность ребенка прежде всего. Некоторые взрослые до сих пор верят, что проблема СПИДа касается только представителей неких «групп риска» и совершенно не имеет отношения к их детям. Не позволяйте собственным предрассудкам стать угрозой безопасности Вашего ребенка. Убедитесь, что он достаточно знает о СПИДе и передаче ВИЧ, и что Вы сами обладаете достаточной информацией об этом. Эти знания ребенок должен получить до того, как он столкнется с реальной угрозой передачи ВИЧ в будущем.

 

 

свернуть

Десять «золотых» правил воспитания счастливых детей

 

Ребенок нуждается в вашей любви больше всего тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. Э.Бомбек

Правило № 1

Никогда не занимайся воспитанием в плохом настроении.

Основой основ эффективного стиля обучения в семье является положительная эмоциональная обстановка. Воспитание детей одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, расположенность к общению. Чтобы убедиться в принципиальной важности этого простого совета, достаточно ответить на несколько вопросов. Где вам уютнее — в компании друзей, расположенных к вам, радующихся общению, или на сборище угрюмых субъектов, где каждый занят своим делом? Нравится ли вам, когда на вас кричат, либо вы предпочитаете нормальный тон разговора? Любой человек моментально даст на эти вопросы однозначные ответы в повседневном общении с детьми. Разве нет у нас квартир, в которых обстановка напоминает «заговор молчунов», организация быта отдает безалаберностью, а основные детали выяснения отношений звучат так громко, что хорошо слышны соседям.Для тех, кто не относит свою семью к подобным, это правило отменяется за ненадобностью.

Правило № 2

Ясно определите, что вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.

Дети не повторяют жизнь родителей, им суждено пройти свой путь. И они необязательно хотят того же, что и вы. Поэтому лучше всего договоритесь о каких-то принципиальных пунктах.

Правило № 3

Предоставьте самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой.

Взрослые не любят, когда вмешиваются в их дела, руководят поступками, навязывают готовые решения, копаются в мелочах. Дети — тоже. Однако дети — люди неопытные. И хотя им очень хочется до всего дойти самим, сделать это они могут лишь с помощью взрослых, которая должна быть тактичной, своевременной и умеренной, именно помощью, а не выполнением того или иного дела «вместо» ,»за» ребенка.

Правило № 4

Лучше всего не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели. При этом очень важны эмоциональное стимулирование, немедленная реакция на каждое достижение ребенка.

Правило № 5

Не пропустите момент, когда достигнут первый успех.

Никогда не ждите особого случая — хвалите ребенка за каждый удачный шаг. Этим вы эмоционально поддержите его. Ребенок чувствует, что его достижения не остались не замеченными. Причем хвалите не вообще — а конкретно. Не «ты молодец», а «ты молодец потому что…» и обязательно дайте почувствовать свое настроение — в данном случае свою радость по поводу его успеха.

Правило № 6

Своевременно сделать замечание, оценить поступок сразу и сделать паузу -дать осознать услышанное.

Любое замечание надо делать сразу после ошибки.

Правило № 7

Главное — оценить поступок, а не личность.

К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная родительская ошибка. «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Если критикуются поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д. Из строгого, даже жесткого, но спокойного и справедливого анализа поступка рождается вера в свои силы, в справедливость родителя, в его последовательность. Для того чтобы указать ребенку на его ошибки, не нужно вспоминать всю свою жизнь и все истории, которые вам представляются подходящими к моменту. Чем короче замечание — чем лучше.

Правило № 8

Прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете его ошибке, верите в него, несмотря на оплошность.

Дайте понять (но не обязательно говорите), что по окончании неприятного разговора инцидент будет исчерпан. Сущность человека и его поступка — не одно и то же. Ведите себя именно так. Нет никакого терпения матери и отца. Не поддавайтесь ложной мысли о том , что дети делятся на талантливых и не талантливых, хороших и плохих. Каждый ребенок может достигнуть многого, но для этого он должен видеть конечную цель. Как футбол без голов и ворот превращается в бессмысленную беготню с мячом, так жизнь без цели — не больше чем цепь хаотических порывов. Если вы хотите быть действительным помощником в жизни своих детей, то не ждите, пока они сделают ошибку, включайтесь в построение системы перспективных целей — от дальней к средней и от нее к сиюминутной.

Правило № 9

Воспитание должно быть поэтапным.

Если вы приведете высокого, прыгучего, честолюбивого молодого человека в сектор для прыжков в высоту, укажите ему на планке отметку мирового рекорда и скажите «Прыгай», то ничего путного не добьетесь. Планку надо подымать постепенно. Задача воспитателя -своевременно и точно поднимать планку, руководствуясь системой перспективных целей.

Правило № 10

Воспитатель должен быть строгим, но добрым.

И в этом суть современности. Ведь если в отношении дурного поступка проявилась жестокость и бескомпромиссность -как он того заслуживает, а человеку дать понять, что относишься к нему хорошо, — это дает результаты в воспитании.

В заключение следует отметить, что пример родителей важнее всех сказанных слов.

 

свернуть

Адаптация первоклассников

                      

  

 

Адаптация первоклассников к школе. Часть 1.

Сегодня пришли в первый класс дети - 6-7 лет, которые будут учиться в начальной школе четыре года. Период развития ребенка в первом классе является переходным между дошкольным и младшим школьным возрастом.

С приходом в школу меняется ведущая деятельность семилетнего ребенка. Все виды деятельности (игра, посильный труд, творчество) подчиняются обучению. И нужно, чтобы в первом классе этот переход от игровой к учебной деятельности был постепенным.

Работа с 6-7-летними детьми предусматривает обязательный учет их физиологических и психологических особенностей. Маленькие первоклассники стремятся получить признание со стороны взрослого, учителя и пытаются хорошими поступками заслужить это признание. Поэтому школьники гораздо быстрее откликаются на просьбы педагога, чем на жесткие требования.

В первом классе необходимо сформировать в ребенке внутреннюю позицию школьника, а именно: отказ от дошкольного - игрового способа существования, положительное отношение к учебному процессу нового типа отношений со взрослым как с учителем.

Одной из основных задач учителей и психологов, работающих в первом классе четырехлетней начальной школы, является создание условий для успешной адаптации детей к школьной жизни.

Следует помнить, что продолжительность адаптационного периода у семилеток увеличивается с трех месяцев до полугода.

Нормы дошкольного поведения лучше предлагать сначала в форме игры по школьным правилам. Часто школьники испытывают трудности в процессе взаимодействия со сверстниками. Они эмоционально переносят собственные неудачи, но любят критиковать своих ровесников.

Адаптация первоклассников-ответственный этап жизни маленького школьника, учителей, родителей, ведь именно в этот период семилетний ребенок принимает и осваивает школьные нормы, у него формируется интерес к школьной жизни, появляется вера в свои силы, дети взрослеют. Но во время адаптации наблюдается негативная физиологическая реакция детского организма на резкое изменение привычного образа жизни: быстрая утомляемость, нарушение сна и аппетита, возбудимость, раздражительность. Вот почему учителю нужно установить положительный эмоциональный контакт с детьми и их родителями, создать наиболее благоприятные условия для психологической и физиологической адаптации первоклассников к школьной жизни.

Работа с первоклассниками требует обязательного учета таких особенностей как слабое развитие произвольной сферы, завышенная самооценка, стремление во всем быть первым, превышение границ дозволенного и прочее. Поэтому содержание занятий вводного курса необходимо проводить в соответствии с физическими и психологическими особенностями семилетних детей.

 

Адаптация первоклассников к школе. Часть 2.

Каждый возрастной период жизни человека характеризуется совокупностью многих поступков, основными из которых являются:

- Определяющая социальная ситуация развития или та конкретная форма отношений, в которые ребенок вступает в этот период;

- Ведущий или основной тип деятельности;

- Основные психологические новообразования.

Значение каждого возрастного периода определяется его местом в общем цикле развития ребенка.

Начало обучения ребенка в первом классе - сложный и ответственный этап в его жизни, ведь происходит очень много изменений. Это не только новые условия жизни и деятельности, но и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется социальная позиция: был ребенком, теперь стал школьником, меняется социальный институт обучения и воспитания: не сад или бабушка, а школа, где учебная деятельность становится ведущей, обязательной социально значимой и оцениваемой, такой, что расширяет права и обязанности ребенка, его связи с окружающей средой. Первоклассник - это начало общественной жизни человека как субъекта деятельности. Со вступлением в первый класс меняется жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам.

Адаптация ребенка к школе происходит не сразу. Не день и не неделю нужно для того, чтобы привыкнуть к школе по-настоящему. Это достаточно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Только через 5-6 недель постепенно повышаются и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, у ребенка приходят напряжение и тревожность. Зависимость от состояния здоровья, семейной ситуации, посещения или не посещения детского сада, адаптация к школе, к новым условиям жизни может иметь разное течение.

Бесспорно, первоклассники, посещавшие дошкольные учебные заведения, значительно легче адаптируются к школе, чем дети, которые находились дома, и не привыкли к длительному пребыванию в детском коллективе, определенному установившемуся режиму. Легче проходит период приспособления адаптации к школе и лучше справляются с умственными и физическими нагрузками здоровые дети, но, к сожалению, сегодня лишь половина детей идут в школу здоровыми. Остальные имеют разнообразные нарушения в состоянии здоровья. Поэтому, понятно, почему процесс адаптации проходит с определенными осложнениями и затягивается на длительный срок.

Начиная с первых недель обучения в 1 классе, дети постепенно отдаляются от родителей, хотя постоянно испытывают потребность в поддержке и помощи взрослого человека.

Отношения с родителями, состав семьи и взаимоотношения между ее членами имеют значительное влияние на ученика. С поступлением ребенка в первый класс у родителей появляется новый статус - родители первоклассника, а соответственно и те проблемы, которые решают родители совместно с ребенком, и те радости успеха, переживаемые совместно. Часто в разговоре с родителями учащихся 1 класса приходится слышать: «Мы пошли в первый класс ...», «Нам задавали выучить стихотворение ...», «Мы не успели сделать домашнее задание ...» и т.д. Употребление местоимений «мы», «нам» свидетельствует о том, что все вопросы школьной жизни является для родителей общими.

Переживаются вместе и первые школьные трудности - адаптация ребенка к обучению в школе. Как помочь их преодолеть? Как найти общий язык с учителем и одноклассниками? Что сделать для того, чтобы первоклассник не потерял интерес к учебе? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить, предлагая определенные советы для родителей первоклассников.

 

Адаптация первоклассников к школе. Часть 3. Уровень адаптации.

Начнем с раскрытия первой проблемы - в чем заключается сущность понятия «адаптация к школе». Согласно педагогическим словарям, адаптация - это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского учебного заведения и семьи в дошкольном детстве. В психолого-педагогических исследованиях определяются и характеризуются три уровня адаптации. С целью определения уровня, на котором находится ваш ребенок, подаем их содержание и основные показатели.

Высокий уровень адаптации.

Первоклассник положительно относится к школе:

правила и требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко;

глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи, вежливый, внимательно выслушивает указания, объяснения учителя;

поручения выполняет охотно и добросовестно, без внешнего контроля; обнаруживает высокую заинтересованность к самостоятельной учебной работы, готовится ко всем урокам, имеет в классе положительный статус.

Средний уровень адаптации.

Первоклассник положительно относится к школе:

посещение уроков не вызывает у него негативных переживаний, понимает учебный материал, когда учитель объясняет его довольно подробно и наглядно;

усваивает основное содержание программы по всем предметам, самостоятельно решает типовые задачи;

сосредоточен и внимателен при выполнении задач, поручений, указаний учителя, одновременно требует контроля со стороны взрослого;

сосредоточенным бывает только тогда, когда делает что-то интересное для себя, почти всегда готовится к урокам и выполняет домашние задания;

поручения выполняет добросовестно;

дружит с одноклассниками.

Низкий уровень адаптации.

Первоклассник отрицательно или безразлично относится к школе:

часто жалуется на здоровье, плохое самочувствие, у него преобладает подавленное настроение;

наблюдаются нарушения дисциплины;

материал, который объясняет учитель, усваивает фрагментарно;

самостоятельная работа с учебником вызывает трудности, при выполнении самостоятельных заданий не проявляет к ним интереса;

к урокам готовится нерегулярно, требует постоянного контроля, систематических напоминаний и побуждений как со стороны учителя, так и со стороны родителей;

не может сохранять внимание при наличии длительных пауз для отдыха, для понимания нового материала и решения.

решение задач по образцу требует значительной помощи учителя и родителей;

поручения выполняет под контролем и без особого желания;

пассивный, близких друзей нет, знает имена и фамилии лишь части одноклассников. Понятно, что достаточно тесная причинно-следственная связь между уровнем адаптации школьника и системой тех факторов, условий, в которых он воспитывался.

Проведенные исследования среди первоклассников позволили определить важнейшие факторы, влияющие на количественные показатели адаптации детей к школе.

Ученики, которым труднее адаптироваться к школе, требуют особого внимания и индивидуальной поддержки как со стороны учителя, школьного психолога, так и родителей.

 

Адаптация первоклассников к школе. Часть 4. Советы родителям.

Чтобы ученику 1 класса легче училось, а Вам легче было помогать в этом, предлагаем советы для родителей по адаптации первоклассников.

Первые 4-6 недель в школе для первоклассников тяжелые, поэтому родители должны помочь своему маленькому ученику адаптироваться к новым условиям.

- Утром будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть улыбку на вашем лице и услышать ваш ласковый голос. Не дергайте ребенка по пустякам и не подгоняйте его с самого утра. Чтобы не возникало спешки, рассчитайте время, необходимое для того, чтобы собраться первокласснику в школу. Если он не успевает, на следующий день разбудите его чуть раньше.

- Следует покормить ребенка завтраком, но, если почему-то он не хочет есть, не заставляйте. Лучше дайте завтрак с собой. По дороге в школу не говорите фраз типа: «Смотри, не балуйся!» или «Чтобы сегодня не было плохих отметок!». Лучше пожелайте ребенку успехов и подбодрите его добрым словом. Встречая со школы, не забрасывайте вопросами: «Что ты сегодня получил?» или «Сегодня без плохих оценок?». Дайте ребенку возможность расслабиться. Если же он хочет поделиться с вами чем-то важным, не отмахивайтесь от него, выслушайте, ведь это не займет много времени. Если маленький школьник чем-то расстроен, не допытывайте причину. Возможно, он расскажет позже, или осторожно поинтересуйтесь через некоторое время сами.

- Помогите ребенку успешно социально адаптироваться в школе, преодолев и привыкнув к новым формам человеческих отношений.

Ребенок в начальных классах должно быть настойчивым. Родителям стоит поощрять его стремление к успеху, незаметно и ненавязчиво помогая. По мере своего развития и зрелости, дети приучаются логически мыслить, привыкают глубоко понимать тему, находить ее разъяснения, приучаются критически осмысливать прочитанное или увиденное. В течение этого периода родители должны воздерживаться от авторитарного отношения к ребенку, а их отношения должны строиться на диалогах - как равный с равным.

- В условиях современной жизни первоклассников необходимо приучать самостоятельно каждый вечер мыться в ванне или под душем теплой водой с мылом. Голову надо мыть еженедельно шампунем. Ребенку ежедневно желательно было бы добавлять в блюда кукурузное масло, которое содержит витамин F, недостаток которого приводит к выпадению волос и возникновения дерматозов.

- Ребенку школьного возраста, начиная с 1 класса, необходимо обеспечить рабочее место или комнату. Чтобы школьник работал сосредоточенно, не надо отрывать его от занятий для какой-то домашней работы, стоит убрать отвлекающие факторы (радио, телевизор, магнитофон). В комнате, где ребенок готовит уроки, рабочая лампа должна иметь мощность не менее 100 Вт и стоять слева. Нельзя использовать неоновые лампы.

- Телевизор очень утомляет зрение, поэтому родители должны следить, чтобы их ребенок смотрел его на расстоянии 3-4 метров, а в выходные не проводил весь день перед экраном, а просматривал только самые интересные детские передачи. Никогда не торгуйтесь, говоря: «Если сделаешь хорошо уроки, я дам тебе ...». Ребенок может неправильно понять цель обучения, он подумает, что, учась, делает вам одолжение, за которое получает вознаграждение. Придя из школы, ребенок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Не заставляйте его сразу же садиться за уроки. По мнению психологов, лучшее время для обучения - с 8 до 12 часов и с 16 до 18 часов. Приучите первоклассника заниматься именно в это время. Помните, что есть периоды, в течение которых ему учиться сложнее: маленький школьник устает, у него снижается работоспособность. Для первоклассника это первые 4-6 недель обучения, конец первого полугодия, первую неделю после зимних каникул и середина второго полугодия. Посвящайте своему ребенку хотя бы полчаса в день, чтобы он чувствовал, что вы его любите и цените. Не забывайте, что первоклассники - это еще маленькие дети, которые любят поиграть, послушать сказку или колыбельную на ночь, или чтобы их просто подержали на руках. Все это поможет снять напряжение, чувствовать себя спокойно и уверенно.

- Ребенка нужно учить правильно сидеть за столом или партой. Учебники и тетради носить в ранце за спиной, чтобы предотвратить развитие сколиоза.

- Родители закрепляют и совершенствуют у семилетнего ребенка элементарные гигиенические навыки, которые он получил за семь лет своей жизни. Они должны следить, чтобы школьная одежда после школы была тщательно развешена, ботинки или туфли почищены, воротничок и манжеты рубашки - чистые.

- Не каждый ребенок, достигший школьного возраста, умеет правильно сидеть или лежать, а это приводит к неправильному формированию скелета. Поэтому на кровать необходимо класть жесткий матрас без мягких и тяжелых подушек.

Успешность семилетнего ребенка в школе не всегда соответствует степени его одаренности. Одни дети мыслят медленнее и «тормозятся», если учитель очень настойчив, а некоторые не всегда умеют выражать собственное мнение, даже если оно правильное. В этом возрасте дети бывают непоседливые, мечтательные, а бывают и ленивые.

Недопустимо, чтобы в семье, где есть ребенок младшего школьного возраста, родители курили сигареты в квартире, поскольку пассивное «курение» ребенка вредит ему так же, как и активное.

Важно, чтобы родители, особенно на первом году обучения ребенка, поддерживали постоянную связь со школой, чтобы знать, как проявляет себя ребенок, какие у него проблемы.

Родители должны организовывать выполнение домашних заданий так, чтобы последние у детей занимали меньше времени. Неправы те родители, которые заставляют детей после уроков в школе, часами заниматься музыкой, шахматами, или чем-то другим в четырех стенах без свежего воздуха. Дети-отличники с бледным лицом и слабым здоровьем вряд ли будут счастливы в жизни. Врачи, родители, учителя отмечают, что дети подрастают или летом, или после каникул, проведенных в горах, даже зимой. Солнце, воздух, вода, ультрафиолетовые лучи играют большую роль в физическом развитии ребенка.

Итак, здоровье ребенка зависит от влияния целого комплекса разнообразных факторов, которые в значительной степени обусловливают и определяют адаптацию ребенка к окружающей среде, его физическое и интеллектуальное развитие в такой ответственный период жизни - как начало обучения в школе. Помните об этом!

Приведенные советы помогут вашему ребенку легко адаптироваться к обучению в 1 классе, а школа станет тем местом, где он будет воспринят таким, какой он есть со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами-и большими и малыми событиями в школьной жизни.

 

свернуть

Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних

подробнее...

Жизнь без конфликтов

подробнее...

Как бороться со страхами

подробнее...

10 заповедей для родителей

подробнее...