РУС БЕЛ ENG

Памятки родителям по профилактике кризисных состояний у подростков

Суициды - выход есть всегда

Суицидальное поведение подростков - цени свою жизнь

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

 

 

Под суицидом понимают осознанное лишение себя жизни. Более широкое понятие – суицидальное поведение. Все проявления суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения относятся к суицидальному поведению (А.Г. Амбрумова, 1981).

Лексика при суицидальном поведении.

В качестве основного фактора считается оценка своего «Я». Будут иметь место аутопсихическая направленность, ребенок будет принижать себя - ! Я- букашка», «мурашка», «ничтожный винтик» и т.д. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся. Человек, который хочет покончить собой, всегда говорит об этом. Это может происходить не прямо, а косвенно. Он должен поговорить с психологом, если такая проблема есть.

Признаки пресуицидального периода:

  • сужение сферы психической жизни (утрата интересов, избегание социальных контактов, чувство одиночества, непонимание другими);
  • исчезает то поле, на которое несовершеннолетний может направить свою агрессию. Направляет ее на себя.
  • желание умереть, фантазии.
  • дихотомичное мышление: все или ничего.
  • формирование мыслей о способах.
  • в анамнезе мысли о суициде.
  • тоска, печаль, обида.
  • утомляемость, изменение пищевого поведения, появление психосоматических расстройств, вегетативной симптоматики

Черты личности подростка, сочетающиеся с суицидальным поведением:

  • эмоциональная лабильность, агрессивность, злобность;
  • антисоциальное поведение;
  • высокая степень импульсивности; отсутствие навыков преодоления проблем и трудностей (в школе, в среде подростков); тенденция жить в мире иллюзий и фантазий;
  • идеи переоценки собственной личности, сменяющиеся переживаниями никчемности, излишняя самоуверенность;
  • чувство унижения или страха, скрывающееся за проявлением доминирования, демонстративностью поведения;
  • проблемы с определением сексуальной ориентации;
  • сложные отношения со взрослыми;
  • ажитированная депрессия (тоска +тревога);
  • изменение поведения. Если несовершеннолетний, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность, такое поведение также может служить основанием для тревоги.

Что делать учителю, если он обнаружил опасность?

  1. Если вы увидели несколько из перечисленных признаков, это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!
  2. Постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается.
  3. Обратитесь к школьному психологу за помощью.
  4. Если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.
  5. Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффекитивен и даже опасен.
  6. Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.
  7. Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других.
  8. Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач такой же важный опыт, как и достижение успеха.
  9. Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.

 

 

 

 

 

Господарева Н.В.

Педагог-психолог, магистр психологических наук

ГУО «Гомельский городской социально-педагогический центр»

свернуть

Профилактика суицидального поведения

Памятка родителям по профилактике суицида

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

 

Родителям (законным представителям) несовершеннолетних:

  1. не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  2. анализировать вместе с несовершеннолетними каждую трудную ситуацию;
  3. формировать у несовершеннолетних потребность задаваться вопросом: «Что будет, если...»;
  4. воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  5. не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помогать ему и поддерживать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
  6. открыто обсуждать семейные и внутренние проблемы детей;
  7. помогать своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним;
  8. любые стоящие положительные начинания несовершеннолетних одобрять словом и делом;
  9. быть внимательными и, что особенно важно, деликатными со своими детьми;
  10. сохранять контакт со своим ребенком, постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей;
  11. установить заботливые взаимоотношения с подростком;

12.быть внимательным слушателем для своего ребенка;

  1. помогать подростку осознать его личностные ресурсы;
  2. вселять надежду, что все проблемы можно решить конструктивно;
  3. при необходимости обратиться за помощью к психологу, для получения консультирования родителей по вопросам проблем взаимоотношений с детьми.

 

свернуть

Памятка родителям о подростковом суициде