РУС БЕЛ ENG

Педагогический совет

Проектирование учебных занятий с использованием информационно-коммуникативных технологий; применение современных информационно-коммуникативных технологий в обучении: проблемы и пути их преодоления.

 

Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества, и представляет собой процесс совершенствования образовательного процесса на основе внедрения средств информационно-коммуникационных технологий. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - упорядоченная совокупность действий по применению в учебном процессе компьютерных и телекоммуникационных средств (поиска, доставки, передачи, хранения, обработки и отображения информации), направленных на формирование и использование знаний, умений и навыков [5, с. 36].

Информационно-коммуникационные технологии вносят значительные изменения в организацию процесса обучения: применение     информационных  технологий  делают занятия более наглядными и интересными; позволяют довести до учащихся огромный поток информации, развивая при этом зрительную память, акцентируя внимание на важных объектах; сочетание текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения "включает" максимальное количество видов памяти: слуховую, эмоциональную, зрительную;  способствуют более  рациональной организации познавательной деятельности школьников,   что  ведет к экономии времени урока, использование информационных технологий   на  уроках  способствует повышению успешности обучения за счет новизны деятельности, данные технологии помогают обучающимся усваивать знания с интересом, способствуют всестороннему развитию ученика как личности.  

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

  1. В соответствии с решаемыми педагогическими задачами:
  • Средства, направленные на обеспечение базовой подготовки учащихся (обучающие системы, электронные учебники, системы контроля знаний);
  • Средства, используемые для практической подготовки (разнообразные практикумы, задачники, программы, тренажеры);
  • Средства, используемые как вспомогательные (словари, энциклопедии, обучающие игры, хрестоматии);
  • Комплексные средства обучения по конкретному направлению (дистанционное обучение).
  1. В соответствии с функциями педагогического процесса:
  • Информационно-обучающие средства, представлены электронными книгами, библиотеками, словарями, справочниками и т.д.;
  • Интерактивные средства: электронные почтовые ящики, электронные телеконференции (вебинары) и т.д. Поисковые средства, представлены каталогами и поисковыми системами.
  1. В соответствии с типом информации:
  • Информационные и электронные ресурсы, которые содержат текстовую информацию (учебные и методические пособия, тесты, задачники, словари, энциклопедии и т.д.);
  • Информационные и электронные ресурсы, содержащие визуальную информацию (презентации, иллюстрации, портреты, фотографии, видео-экскурсии, модели, диаграммы, схемы и т.д.);
  • Информационные и электронные ресурсы, содержащие аудиоинформацию (музыкальные аудиозаписи, речевые упражнения, звуки природы и т.д.);
  • Информационные и электронные ресурсы, которые содержат одновременно аудио- и видеоинформацию (различные предметные экскурсии, лекции и т.д.);
  • Информационные и электронные ресурсы, которые содержат в себе комбинированную информацию (учебные и методические пособия, задачники, словари, научные статьи и т.д.).
  1. В зависимости от формы применения ИКТ в педагогическом процессе:
  • Урочные;
  • Внеурочные.
  1. В зависимости от формы взаимодействия с учащимся:
  • Технология асинхронного режима связи – «offline»;
  • Технология синхронного режима связи – «online».

Преимуществами информационно-коммуникационных технологий, на мой  взгляд, являются:

-   доступ к различным информационным ресурсам по всему миру;

- возможность участия в реальном межкультурном общении и различных проектах;

- возможность учёта уровней подготовки учащихся и их индивидуальных особенностей;

- создание обучающей среды с наглядным представлением информации; - активная позиция самого обучающегося в процессе усвоения знаний, выработки умений и навыков;

- возможность регистрации и хранения результатов учебной деятельности обучающихся.

С учетом анализа педагогической литературы, посвященной данной проблеме, и опыта педагогической работы с использованием данных технологий можно выделить  следующие этапы проектирования деятельности педагога при применении ИКТ на уроках:

1) Этап формулировки дидактической цели

- формирование предметных знаний

- развитие предметных умений и навыков

- формирование коммуникативных умений и др.

2) Этап учета особенностей познавательных процессов как деятельности, отбор необходимых составляющих действий. Например, для формирования предметных знаний необходимо разработать и использовать в процессе обучения задания на применение мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.

3) Этап анализа психолого-педагогических условий

-  продолжительность изучения дисциплины

- техническая оснащенность аудиторий - уровень компьютерной грамотности учащихся

-  уровень общей подготовки и учебной успеваемости

- уровень сформированности умений и навыков самостоятельной работы у учащихся.

4) Этап определения педагогических действий, подлежащих реализации

- форма и вид изложения материала (сжатая, концентрированная форма, подробное изложение и др., изложение материала в готовом виде либо проблемное изложение, приведение примеров и необходимой аргументации, диалог с аудиторией и др.).

5) Этап выбора методов обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий:

- для наглядной презентации учебного материала

 - для управления учебно-познавательной деятельностью

- для проведения диагностики и контроля

- для индивидуализации учебно-познавательной деятельности.

6) Коррекционно-диагностический этап включает в себя диагностику результатов процесса обучения по заранее определенным параметрам и необходимую коррекцию достигнутых результатов, а также коррекцию методов обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Выделяют следующие основные типы занятий по способу использования информационных технологий

- занятия, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе и демонстрационный экран;

- занятия, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;

- занятия, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.

Рассмотрим  несколько основных аспектов использования ИКТ в педагогическом процессе:

Мотивационный аспект – основан на том, что использование ИКТ в учебном процессе повышает интерес учащихся и формирует положительную мотивацию, так как создаются следующие условия:

  • Учет индивидуальных возможностей и потребностей учащихся в рамках образовательного процесса;
  • Расширение выбора содержания, методов, форм и уровней организации учебных занятий;
  • Большие возможности для раскрытия творческого потенциала учащихся;
  • Расширение возможностей освоения учащимися современных ИКТ, необходимых для полноценного и продуктивного существования в рамках современного общества.

Содержательный аспект – основан на том, что ИКТ могут быть использованы:

  • Для создания наглядностей по конкретной теме или разделу учебного предмета (плакаты, таблицы, мультимедийные презентации и т.д.);
  • Для создания индивидуальных мини-тестов;
  • Для создания тренажеров, домашних заданий, самостоятельных заданий и т.д.

 Учебно-методический аспект – основан на том, что ИКТ могут быть использованы для сопровождения образовательного процесса, с целью усиления наглядности, повышения интереса к преподносимой информации и т.д.

Педагогом могут быть использованы различные ИКТ на любом из этапов учебного процесса:

  • При подготовке к учебному занятию (составление проекта занятия, плана, подбор необходимой информации, создание наглядностей и т.д.);
  • В процессе учебного занятия для подачи нового материала и для закрепления пройденного ранее; Для организации самостоятельной работы учащихся;
  • В качестве дополнительного материала (для закрепления пройденного учебного материала, для расширения и углубления знаний и т.д.).
  • Для осуществления контроля полученных знаний (например, тестирование).

Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:

  • Обучение по индивидуально разработанной и составленной учебной программе;
  • Обучение при фронтальной или групповой форме работы.

Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.

Рассмотрим сервисы ИКТ для успешной работы на уроке.

Инструментальная база для реализации инновационных педагогических технологий - Сервисы Google (Google Доокумент, Google Презентация, Google Рисунок, Google Форма, Google Сайт, Google Класс);

Интерактивные презентации:

Genial Сервис имеет более 10 видов интерактивного контента, что позволяет учителю создавать разнообразные электронные образовательные ресурсы. Самое ценное - интерактивные презентации. https://genial.ly/

Canva создание визуального контента: обьявления, презентации, плаката, открытки, сертификата и тд. Возможность совместной работы. https://www.canva.com/

Обучение во взаимодействии

LearningApps.org сервис с интерактивными обучающими модулями. Задания направлены на выбор правильного ответа, распределение, установление последовательности, заполнение. Разработчики предлагают большое разнообразие интересных шаблонов. https://learningapps.org/

EDUCAPLAY Данный сервис позволяет создавать различные виды образовательных игр онлайн: ребусы, кроссворды, викторины, паззлы, игры на соответствие, диалоги, диктанты и др. https://www.educaplay.com/

Онлайн-конструкторы тестов,  мгновенная обратная связь.

Wordwall.net   представляет собой многофункциональный инструмент для создания как интерактивных, так и печатных материалов. Большинство шаблонов доступны как в интерактивной, так и в печатной версии. Cервис имеет русскоязычную версию. Для создания своего учебного задания вы выбираете шаблон, а затем вводите свой контент. Вы можете использовать имеющиеся версии игры или начать её создание с нуля. Также можно найти много готовых игр, подходящих к вашему уроку.  https://wordwall.net/

Liveworksheets.com Речь идет о веб-сервисе с помощью которого можно создать интерактивные рабочие листы на любом языке. Также можно найти опубликованные учебные материалы, созданые и опубликованые коллегами.Для этого используйте раздел “Search worksheets”.  https://www.liveworksheets.com/

Google Форма— простой, удобный и надёжный инструмент. Он интуитивно понятный, лёгкий в освоении, быстро внедряется. Для авторизации достаточно просто иметь почтовый ящик на Gmail.

KAHOOT!  позволяет проверить учебный материал в формате опросов и тестов Интерактивные задания https://kahoot.com/

 learnis.ru позволяет создавать квесты подвида жанра "выход из комнаты". В таких квестах перед игроками ставится задача выбраться из комнаты, используя различные предметы, находя подсказки и решая логические задачи. Для создания образовательного квеста, подсказками могут быть ответы на задачи, которые необходимо решить для продвижения по сюжету квеста. Таким образом, педагог, добавляя содержание своей дисциплины, делает квест образовательным и увлекательным. https://www.learnis.ru/

Основной проблемой для применения ИКТ является цифровая компетентность учителя,  готовность и способность учителей использовать цифровые ресурсы, применять компьютеры, мобильные устройства и облачные технологии в образовательном процессе, а также создавать и эффективно использовать в образовательном процессе возможности цифровой образовательной среды и всех ее составляющих.

Для эффективного использования ИКТ учитель должен обладать цифровыми компетенциями:

Уметь эффективно искать информацию в сети - Находить и делиться учебными онлайн-материалами. Использовать возможности сетей для профессионального развития.

Использовать возможности социальных сетей - Обмен опытом и общение с коллегами. Рекомендовать и распространять учебные ресурсы.

Создавать  виртуальные площадки для своего класса: блоги, сайты и тд.

Создавать, редактировать и распространять мультимедийный контент – создавать визуально интересные материалы, создавать образовательные электронные ресурсы.

Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет повысить качество обучения, интеллектуальную и творческую активность учащихся. Осуществляет интеграцию различных видов учебной деятельности, адаптацию ИКТ обучения в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся, Преемственность и непрерывность в воспитании и обучении. ИКТ дает возможность разрабатывать и внедрять актуальные методы и средства дистанционного обучения,  совершенствование программного и методического обучения образовательного процесса, повышение уровня актуальности современной системы образования и ее соответствие требованиями со стороны общества и государства.

 

Литература:

  1. Жук, О.Л., Сиренко С.Н. Педагогика. Практикум на основе компетентностного подхода: учеб. пособие; под общей ред. О.Л. Жук.- Минск.: РИВШ, 2017. – 192 с.
  2. Жук, О. Л., Сиренко С.Н. Информационно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе (на примере педагогических дисциплин) // Высшая школа – 2006. – № 4. – С. 19-25.
  3. Зимина, О.В. Дидактические аспекты информатизации образования // Вестник Московского университета. Серия 20. – 2005. – № 1. – С. 17-66.
  4. Петухова, Е.И. Роль информационных технологий в повышении качества профессионального образования // Успехи современного естествознания. – 2019. – № 10. – С. 82-83 [Электронный ресурс]. URL: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=10002155 - Дата доступа: 27.06.2018
  5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие / Е.С. Полат [и др.] ; под ред. Е.С. Полат. – М. : Академия, 2015. – 272 с.
свернуть

Приказ о подготовке педагогического совета «Использование возможностей информационно- коммуникационных технологий с целью повышения качества образовательного процесса»

Управление по образованию

Оршанского райисполкома

 

Государственное

учреждение образования

«Ясли-сад - средняя школа №10

г.Орши имени К.С.Заслонова»

 

ПРИКАЗ

______________ № ____-ОД

г. Орша

 

О подготовке педагогического совета

«Использование возможностей информационно-

коммуникационных технологий с целью

повышения качества образовательного процесса»

 

В целях обеспечения качественной подготовки к педагогическому совету

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Провести педагогический совет «Использование возможностей информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) с целью повышения качества образовательного процесса» 11.2022 г.
  2. Утвердить программу подготовки педагогического совета согласно приложению 1.
  3. Заместителю директора по основной деятельности СелихановойА.А. составить план проведения педагогического совета.
  4. Создать временную проблемную группу (далее – ВПГ) «Использование возможностей ИКТ с целью повышения качества образовательного процесса» (руководитель Селиханова А.А.)
  5. Руководителю ВПГ Селихановой А.А.:
    • Организовать работу ВПГ (14-25 ноября 2022 года)
    • Разработать проект решения педагогического совета к 28.11.2022г.
  6. Временной проблемной группе по подготовке педсовета подготовить выступления из опыта работы учителей согласно приложению 2.
  7. Контроль исполнения приказа возложить на заместителя директора по основной деятельности Селиханову А.А.

 

Директор                                                                          Е.Н.Тюнина

С приказом ознакомлены                                                                              

 

 

 

 

 

Приложение 1

к приказу директора школы

от ____________№ ____-ОД   

 

ЦЕЛЬ:

анализ работы педагогического коллектива по использованию возможностей информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) с целью повышения качества образовательного процесса

ЗАДАЧИ:

дать оценку деятельности членов педколлектива по совершенствованию образовательного процесса через использование возможностей информационно-коммуникационных технологий;

ознакомить педагогов с практическими способами использования различных

элементов ИКТ в профессиональной деятельности;

мотивировать педагогов к более широкому использованию ИКТ в образовательном процессе с целью повышения его качества.

 

Содержание работыпедагогического совета

Ответственный

Время (мин)

 

Ι этап: МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

1.

Тема педагогического совета.

Целеполагание. Вводная установка

Директор Е.Н.Тюнина

10

 

IΙ этап: ПРОБЛЕМАТИКА ВОПРОСА

1.       

О работе педагогического коллектива  по  использованию возможностей информационно-коммуникационных технологий с целью повышения качества образовательного процесса

Заместители директора по ОД

И.А.Сурганова

А.А.Селиханова

20

 

2.       

«Ресурсы сети Интернет для самообразования, повышения предметной и методической грамотности педагога»

Стаськова Т.С.

 

10

 

3.       

«Использование интернет-ресурсов при подготовке и проведении уроков»

Габлеева В.А.

10

 

4.       

 «Использование информационно-коммуникационных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся»

Графутко О.Д.

10

 

5.       

«Использование возможностей информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры и здоровья»

Барташов А.М. 

10

 

6.       

«Использование систем электронного тестирования»

Дидус О.В.

10

 

7.      Т

Из опыта работы: «Использование ИКТ на учебных предметах «История Беларуси», «Всемирная история», «Обществоведение»

Мисевич Е.В.

До 5 мин.

 

Из опыта работы: «Использование ИКТ на учебных предметах «Иностранный язык»

Косинец Н.В.

До 5 мин.

 

Из опыта работы: «Использование ИКТ на учебных предметах «География», «Биология»

Тюрина О.В.

До 5 мин.

 

IΙΙ этап: ИТОГОВЫЙ

1.

Выработка решений педагогического совета

Е.Н.Тюнина

5

 

2.

Рефлексия (в виде ссылки на анкету через Google-форму)

Е.Н.Тюнина

5

 

Запланированное время работы педагогического совета – 1 час 45 минут

Приложение 2

к приказу директора школы

от ___________ № ____-ОД   

 

Тематика выступлений

на педагогическом совете

из опыта работы учителей

 

  1. «Ресурсы сети Интернет для самообразования, повышения предметной и методической грамотности педагога» (Стаськова Т.С.)

 

  1. «Использование интернет-ресурсов при подготовке и проведении уроков» (Габлеева В.А.)

 

  1. «Использование информационно-коммуникационных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся» (Графутко О.Д.)

 

  1. «Использование возможностей информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры и здоровья» (Барташов А.М.)

 

  1. «Использование систем электронного тестирования» (Дидус О.В.)

 

  1. Из опыта работы: «Использование ИКТ на учебных предметах «История Беларуси», «Всемирная история», «Обществоведение» (МисевичЕ.В.)

 

  1. Из опыта работы: «Использование ИКТ на учебных предметах «Иностранный язык» (Косинец Н.В.)

 

  1. Из опыта работы: «Использование ИКТ на учебных предметах «География», «Биология» (Тюрина О.В.)
свернуть

Современные образовательные технологии, ИКТ и ЭСО

«Использование ИКТ в образовательном процессе – необходимое условие для повышения качества образования»

 

Одним из приоритетных направлений модернизации образования является информатизация образования и внедрение в образовательный процесс ИКТ.

Стандарты второго поколения определяют ИКТ-компетенцию как владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств ИКТ и сети Интернет.

Из сказанного следует, что современный учитель обязан быть информационно грамотным.

Давайте вспомним, что представляет собой информационная грамотность. Информационная грамотность – это:

· умение определять возможные источники информации и получать ее;

· умение анализировать информацию, используя схемы, таблицы для фиксации результатов;

· умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи);

· умение создавать собственную базу знаний за счет значимой информации, необходимой для деятельности в самых разных областях;

· умение использовать современные технологии при работе с информацией;

· умение работать с информацией индивидуально и в группе. Передача                          и распространение информации.

Уверенное владение цифровыми технологиями, инструментами коммуникации, информационной сетью уже есть не информационная грамотность, а ИКТ-компетентность.

В педагогике существует более 50 педагогических технологий, но ключевой технологией XXI века является ИКТ, которая позволяет автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную информацию (текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео).

Внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет сформировать образовательную среду, в которой возможно достижение важнейшей цели образования – повышение его качества.

 

Использование ИКТ в образовании предполагает:

·  Укрепление уровня материально-технического обеспечения (подключение к сети Интернет, приобретение компьютеров, компьютерных классов, интерактивных досок и др.).

·  Овладение информационной культурой всех участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов, руководителей).

·  Применение ИКТ в образовательной области, где они становятся интегративным стержнем, вокруг которого строится вся система обучения.

·  Применение ИКТ в воспитательном процессе, внеурочной деятельности, дополнительном образовании, дающие возможности для развития индивидуальности обучающихся (олимпиады, форумы и др.).

·  Применение ИКТ в управленческой деятельности.

Основными информационно-коммуникационными технологиями, которые используются в учебном процессе являются:

— офисные технологии — позволяют подготовить большинство учебных материалов в MS word, MS excel, MS powerpoint, MS access;

— сетевые технологии — позволяют использовать учебные материалы в рамках локальной сети учебного заведения, а также глобальной сети Интернет;

— телекоммуникационные технологии — теле-, видео- и почтовые конференции, чаты, форумы, электронная почта;

— специализированное программное обеспечение — обеспечивает электронный документооборот учебного заведения, различные контролирующие мероприятия, управление учебным заведением.

 

На сегодняшний день внедрение ИКТ в учебный процесс осуществляется по следующим направлениям:

1.   Построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ и презентаций, электронных учебников, видеороликов. Наличие в кабинете большого количества цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) дает возможность учителю использовать их на различных этапах обучения.

 При наличии в классе одного компьютера, предполагается проведение урока с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа), учитель использует компьютер в качестве «электронной доски».

Урок с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми учащиеся работают группами или по очереди), предполагает тестирование или программы с обратной связью, подобные тестированию, например, тренажёры. Т.о. ещё одно направление внедрения ИКТ в учебный процесс:

2.   Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки.

3.   Организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.

4.   Обработка результатов эксперимента.

5.   Разработка методических программных средств.

6.  Коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.

7.  Использование Интернет-ресурсов. Неотъемлемой частью образовательного процесса является не только самостоятельная работа на занятиях, но и внеклассная самостоятельная работа, т.е. деятельность обучающихся, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия.

Только сталкиваясь на практике с конкретными проблемами, ситуациями, проведя социологические исследования, работая с литературой, интернет-сайтами обучающийся накапливает знания и приобретает личный опыт.

В целом учителя положительно оценивают значение Интернет как средства для поддержания учебного процесса.

Но, если для современной молодёжи всевозможные гаджеты – это привычная жизненная среда, они являются цифровыми аборигенами, то многие педагоги лишь эмигранты в этой среде. Поэтому, для эффективного использования ИKT в образовательном процессе необходимы простые в применении и изучении инструментальные программные средства, ориентированные на широкий круг пользователей с недостаточным уровнем компьютерной грамотности, не требующие серьезной поддержки со стороны квалифицированных программистов.

Трудности освоения ИКТ в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и методологии разработки ИКТ для образования, что заставляет педагога на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий. 

Правда, нужно отметить, что с внедрением ИКТ в учебный процесс школ появились соответствующие методические рекомендации, но они не удовлетворяют возникающей новой образовательной среде, соответствующей стандартам нового поколения, поскольку не регламентируют создание электронной среды школы. Рекомендуемые мероприятия довольно дискретны и не создают целостного, поступенчатого, начиная с 1 класса, вхождения учащегося в новое электронное пространство новой школы. Хотя небольшие успехи есть, такие как внедрение электронных дневников и журналов, внедрение и мониторинг цифровых образовательных ресурсов.

Посмотрите для примера на постепенный момент вхождения обучающихся начальной школы в новую среду обучения.

1 класс.

Знать, из каких основных частей состоит компьютер; уметь включать и правильно выключать компьютер; знать назначение клавиш, уметь пользоваться мышью и клавиатурой. Знать объекты интерфейса Windows и уметь ими пользоваться. Уметь правильно запускать и завершать программу.

Знать основные операции операционной системы: вырезать, копировать, вставлять. Уметь ими пользоваться. Создавать простейшие рисунки в программе графического редактора. Знать, что такое Интернет через игровые ресурсы, симуляторы и тренажёры.

2 класс. Ученик становится субъектом учебного процесса и учится:

Проводить расчёты с помощью калькулятора операционной системы или онлайн, знать клавиатуру, набирать текст в текстовом редакторе и редакторе презентаций, работать на клавиатурном тренажёре. Создавать простейшие текстовые документы и презентации. Изучить основные форматы графических файлов, их достоинства и недостатки. Рассмотреть применение векторной и растровой графики.

Обрабатывать иллюстрации для текстовых документов и презентаций на компьютере и на ресурсах Интернет (обрезка фотографий, уменьшение и т. п.). Рисовать в программе графического редактора. Работать в Интернет на игровых ресурсах, симуляторах и тренажёрах. Пробы поиска информации в Интернет.

3 класс.

Создать свой аккаунт в Интернет, в одном из облачных сервисов (Google, например). Работать с электронной почтой, пересылать файлы друг другу. Искать и отбирать информацию в Интернет с помощью нескольких поисковых серверов. Обрабатывать иллюстрации для текстовых документов и презентаций на компьютере и на ресурсах интернет. Создавать текстовые документы и презентации в офисном пакете и онлайн, в ресурсах Интернет. Совместно друг с другом и с учителем работать над документами и презентациями в облачных технологиях.

4 класс.

 Осуществлять арифметические расчёты в электронных таблицах в офисном пакете и в облачных технологиях. Строить графики и диаграммы по готовым таблицам.

 Искать и отбирать информацию в Интернет с помощью нескольких поисковых серверов. Пользоваться этой информацией для своих работ.

Научиться осуществлять простейшую проектную деятельность и совместно работать в группе над проектом в облачных технологиях.

Уметь создать сайт по готовому шаблону в облачных технологиях для поддержки проекта.

Уверенно создавать полноценные презентации, текстовые документы с форматированием в облачных технологиях и в офисном пакете с привлечением различных он-лайн ресурсов.

 

Практика показывает, что применение ИКТ имеет свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, использование ИКТ дает возможность педагогу повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников, появляются дополнительные стимулы отойти от традиционной репродуктивной модели преподавания в пользу исследовательских, проектных методик. Появилась возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара.

С другой стороны, возросли требования к педагогу, часто встречается невысокое качество авторских мультимедийных программ с точки зрения содержания и методики: погоня за «картинкой» в ущерб содержанию, неудачное методическое сопровождение. Чрезмерная индивидуализация и утрата навыков групповой работы, отрицательно сказывается на здоровье, формирует психологическую зависимость от виртуального мира, стимулирует акцент не на анализ, а на поиск и сбор материала, ухудшает устную и письменную речь.

Тем не менее применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать деятельность обучающихся, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. Применение средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе, особенно в домашних условиях, требует развитости критического мышления, на что необходимо уделять специальное внимание учителям и родителям. Применение сетевых технологий в системе общего образования способствует интеграции общеобразовательных учреждений различного типа, распространению передового педагогического опыта.

Не следует забывать, что после занятий с видеодисплейным терминалом (ВДТ) необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте.

В заключение, следует отметить, что применение ИКТ целесообразно в сочетании с другими обучающими технологиями, не отрицая, а взаимно дополняя друг друга.

свернуть