Одним из приоритетных направлений модернизации образования является информатизация образования и внедрение в образовательный процесс ИКТ.
Стандарты второго поколения определяют ИКТ-компетенцию как владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств ИКТ и сети Интернет.
Из сказанного следует, что современный учитель обязан быть информационно грамотным.
Давайте вспомним, что представляет собой информационная грамотность. Информационная грамотность – это:
· умение определять возможные источники информации и получать ее;
· умение анализировать информацию, используя схемы, таблицы для фиксации результатов;
· умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи);
· умение создавать собственную базу знаний за счет значимой информации, необходимой для деятельности в самых разных областях;
· умение использовать современные технологии при работе с информацией;
· умение работать с информацией индивидуально и в группе. Передача и распространение информации.
Уверенное владение цифровыми технологиями, инструментами коммуникации, информационной сетью уже есть не информационная грамотность, а ИКТ-компетентность.
В педагогике существует более 50 педагогических технологий, но ключевой технологией XXI века является ИКТ, которая позволяет автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную информацию (текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео).
Внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет сформировать образовательную среду, в которой возможно достижение важнейшей цели образования – повышение его качества.
Использование ИКТ в образовании предполагает:
· Укрепление уровня материально-технического обеспечения (подключение к сети Интернет, приобретение компьютеров, компьютерных классов, интерактивных досок и др.).
· Овладение информационной культурой всех участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов, руководителей).
· Применение ИКТ в образовательной области, где они становятся интегративным стержнем, вокруг которого строится вся система обучения.
· Применение ИКТ в воспитательном процессе, внеурочной деятельности, дополнительном образовании, дающие возможности для развития индивидуальности обучающихся (олимпиады, форумы и др.).
· Применение ИКТ в управленческой деятельности.
Основными информационно-коммуникационными технологиями, которые используются в учебном процессе являются:
— офисные технологии — позволяют подготовить большинство учебных материалов в MS word, MS excel, MS powerpoint, MS access;
— сетевые технологии — позволяют использовать учебные материалы в рамках локальной сети учебного заведения, а также глобальной сети Интернет;
— телекоммуникационные технологии — теле-, видео- и почтовые конференции, чаты, форумы, электронная почта;
— специализированное программное обеспечение — обеспечивает электронный документооборот учебного заведения, различные контролирующие мероприятия, управление учебным заведением.
На сегодняшний день внедрение ИКТ в учебный процесс осуществляется по следующим направлениям:
1. Построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ и презентаций, электронных учебников, видеороликов. Наличие в кабинете большого количества цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) дает возможность учителю использовать их на различных этапах обучения.
При наличии в классе одного компьютера, предполагается проведение урока с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа), учитель использует компьютер в качестве «электронной доски».
Урок с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми учащиеся работают группами или по очереди), предполагает тестирование или программы с обратной связью, подобные тестированию, например, тренажёры. Т.о. ещё одно направление внедрения ИКТ в учебный процесс:
2. Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки.
3. Организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.
4. Обработка результатов эксперимента.
5. Разработка методических программных средств.
6. Коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.
7. Использование Интернет-ресурсов. Неотъемлемой частью образовательного процесса является не только самостоятельная работа на занятиях, но и внеклассная самостоятельная работа, т.е. деятельность обучающихся, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия.
Только сталкиваясь на практике с конкретными проблемами, ситуациями, проведя социологические исследования, работая с литературой, интернет-сайтами обучающийся накапливает знания и приобретает личный опыт.
В целом учителя положительно оценивают значение Интернет как средства для поддержания учебного процесса.
Но, если для современной молодёжи всевозможные гаджеты – это привычная жизненная среда, они являются цифровыми аборигенами, то многие педагоги лишь эмигранты в этой среде. Поэтому, для эффективного использования ИKT в образовательном процессе необходимы простые в применении и изучении инструментальные программные средства, ориентированные на широкий круг пользователей с недостаточным уровнем компьютерной грамотности, не требующие серьезной поддержки со стороны квалифицированных программистов.
Трудности освоения ИКТ в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и методологии разработки ИКТ для образования, что заставляет педагога на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий.
Правда, нужно отметить, что с внедрением ИКТ в учебный процесс школ появились соответствующие методические рекомендации, но они не удовлетворяют возникающей новой образовательной среде, соответствующей стандартам нового поколения, поскольку не регламентируют создание электронной среды школы. Рекомендуемые мероприятия довольно дискретны и не создают целостного, поступенчатого, начиная с 1 класса, вхождения учащегося в новое электронное пространство новой школы. Хотя небольшие успехи есть, такие как внедрение электронных дневников и журналов, внедрение и мониторинг цифровых образовательных ресурсов.
Посмотрите для примера на постепенный момент вхождения обучающихся начальной школы в новую среду обучения.
1 класс.
Знать, из каких основных частей состоит компьютер; уметь включать и правильно выключать компьютер; знать назначение клавиш, уметь пользоваться мышью и клавиатурой. Знать объекты интерфейса Windows и уметь ими пользоваться. Уметь правильно запускать и завершать программу.
Знать основные операции операционной системы: вырезать, копировать, вставлять. Уметь ими пользоваться. Создавать простейшие рисунки в программе графического редактора. Знать, что такое Интернет через игровые ресурсы, симуляторы и тренажёры.
2 класс. Ученик становится субъектом учебного процесса и учится:
Проводить расчёты с помощью калькулятора операционной системы или онлайн, знать клавиатуру, набирать текст в текстовом редакторе и редакторе презентаций, работать на клавиатурном тренажёре. Создавать простейшие текстовые документы и презентации. Изучить основные форматы графических файлов, их достоинства и недостатки. Рассмотреть применение векторной и растровой графики.
Обрабатывать иллюстрации для текстовых документов и презентаций на компьютере и на ресурсах Интернет (обрезка фотографий, уменьшение и т. п.). Рисовать в программе графического редактора. Работать в Интернет на игровых ресурсах, симуляторах и тренажёрах. Пробы поиска информации в Интернет.
3 класс.
Создать свой аккаунт в Интернет, в одном из облачных сервисов (Google, например). Работать с электронной почтой, пересылать файлы друг другу. Искать и отбирать информацию в Интернет с помощью нескольких поисковых серверов. Обрабатывать иллюстрации для текстовых документов и презентаций на компьютере и на ресурсах интернет. Создавать текстовые документы и презентации в офисном пакете и онлайн, в ресурсах Интернет. Совместно друг с другом и с учителем работать над документами и презентациями в облачных технологиях.
4 класс.
Осуществлять арифметические расчёты в электронных таблицах в офисном пакете и в облачных технологиях. Строить графики и диаграммы по готовым таблицам.
Искать и отбирать информацию в Интернет с помощью нескольких поисковых серверов. Пользоваться этой информацией для своих работ.
Научиться осуществлять простейшую проектную деятельность и совместно работать в группе над проектом в облачных технологиях.
Уметь создать сайт по готовому шаблону в облачных технологиях для поддержки проекта.
Уверенно создавать полноценные презентации, текстовые документы с форматированием в облачных технологиях и в офисном пакете с привлечением различных он-лайн ресурсов.
Практика показывает, что применение ИКТ имеет свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, использование ИКТ дает возможность педагогу повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников, появляются дополнительные стимулы отойти от традиционной репродуктивной модели преподавания в пользу исследовательских, проектных методик. Появилась возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара.
С другой стороны, возросли требования к педагогу, часто встречается невысокое качество авторских мультимедийных программ с точки зрения содержания и методики: погоня за «картинкой» в ущерб содержанию, неудачное методическое сопровождение. Чрезмерная индивидуализация и утрата навыков групповой работы, отрицательно сказывается на здоровье, формирует психологическую зависимость от виртуального мира, стимулирует акцент не на анализ, а на поиск и сбор материала, ухудшает устную и письменную речь.
Тем не менее применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать деятельность обучающихся, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. Применение средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе, особенно в домашних условиях, требует развитости критического мышления, на что необходимо уделять специальное внимание учителям и родителям. Применение сетевых технологий в системе общего образования способствует интеграции общеобразовательных учреждений различного типа, распространению передового педагогического опыта.
|